Колхозник и художник в одном лице

Аркадий Пластов — советский художник и человек с непростой судьбой. Долгое время Аркадий Александрович совмещал карьеру рядового колхозника с карьерой художника. Весной, летом и осенью Пластов работал в поле, а зимой его отпускали в Москву. Путь в искусстве тоже был сложным: многие смеялись над тематикой его картин — жизнью простого крестьянства.

В 1958 году в Лондоне президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер сказал: "Как много дает такое искусство…Реализм…Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе". Эти слова высочайшей похвалы были сказаны в адрес картины художника Пластова "Ужин трактористов".

Современники часто называли художника (кто снисходительно-высокомерно, кто искренне, с восторгом) "певцом советского крестьянства". Многие недолюбливали Пластова за то, что он писал заказные полотна. Словосочетание "Ленин в Разливе" вообще стало нарицательным. Были и произведения, посвященные записи в колхоз и крестьянским праздникам. И все равно Пластов остается великим художником крестьянской России — которая смотрит с его портретов и становится вечной. Аркадий Александрович Пластов родился 31 (по старому стилю 19) января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии (в дальнейшем — Ульяновской области). Отец был иконописец, местный книгочей, дед — иконописец. Оба занимались церковной архитектурой.

Три года мальчишка проучился в сельской школе. После этого его, десятилетнего, отправили в Симбирское духовное училище. После училища Аркадий поступил в Симбирскую духовную семинарию — где и проявилась впервые его художественная одаренность. В 1908 году он приехал на лето в свое село. И увидел, как артель иконописцев подновляла церковь в Прислонихе. Когда начали ставить леса, тереть краски, варить олифу, юноша стал сам не свой, как будто его зачаровали. Он кругами ходил вокруг "чудодеев-иконописцев". Увидев, как на стенах старой, закопченной церкви появляются новые фрески, новые светлые образы, он твердо решил — быть только живописцем, и никем более.

Тяга к живописи заставила его бросить семинарию. И в 1912 году Аркадий уехал в Москву учиться на художника. Москва потрясла паренька: он, как во сне, ходил по улицам. Художник писал: "Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я — крепкий, как жила, парень в 19 лет — задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев".Сперва юноша поступил в мастерскую И. И. Машкова — одаренного художника, участника объединения "Бубновый валет" (где был и Кончаловский), награжденного премией Третьякова. Будучи гением, Машков предпочел быть учителем — и создал частную студию живописи и рисунка, где преподавали и П. Кончаловский, М. Ларионов, А. Михайловский, Н. Гончарова. В этой студии занималась Вера Мухина. Мастерскую Аркадий не окончил — и в том же году поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище.

Одним из его учителей стал Ф. Ф. Федоровский — одна из легенд русского и советского искусства. Лауреат пяти Сталинских премий, доктор искусствоведения, вице-президент Академии художеств, Главный художник Большого театра, мастер оформления революционных празднеств и физкультурных парадов на Красной площади. Автор проекта создания в 1936 и реконструкции в 1945 году рубиновых звезд на башнях Кремля. Всего этого он добьется в советское время. А в 1914 он уехал в Париж и Лондон для участия в антрепризах Дягилева. Учителями Федоровского были величайшие русские художники В. Серов, К. Коровин, М. Врубель; легенды архитектуры И. Жолтовский и Ф. Шехтель. Пластов проучился в Строгановке до 1914 года. Затем сбылась мечта его жизни: он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но только на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. Его наставниками были академик-скульптор С. М. Волнухин; живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.

Октябрьская революция прервала учебу. Пластов вынужден был уйти с третьего курса и вернуться на родину. Как самый грамотный в селе, был избран секретарем сельсовета и участвовал в сборе помощи голодающим. Ему выделили земельный надел — и восемь лет художник крестьянствовал. Но не переставал рисовать. Писал этюды: своих земляков и окрестности. Отображая единство людей и природы, догадывался, что это особый мир — мир щедрой земли, труд на которой в радость людям, сильным душой и телом. И мечтал — мечтал о своих картинах, о своих выставках. В 1925 году Аркадий вернулся в Москву. Теперь он работает над политическими и сельскохозяйственными плакатами. Иллюстрирует произведения русских писателей. Часто бывает в Прислонихе.

Читайте также: Михаил Ромм о Пышках и Ленине

Художник не только принял коллективизацию, но и добровольно в ней участвовал: организовал колхоз в своем селе и два года был рядовым колхозником. Когда уезжал на зиму в Москву, то получал справку о том, "что колхозник Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности". У колхозников в те времена паспортов не было — а без такой справки могли и арестовать.

1931 год, когда закончился период "великого перелома", стал переломным и для художника. Сгорел его дом в родном селе. Было утрачено все: этюды, эскизы… Пришлось оставить полевые работы и "с головой окунуться" в живопись — всерьез, по-настоящему. Художнику почти сорок лет — а он, как выпускник, начинает все с нуля. И непрестанно трудится почти сорок лет. Число его произведений за неполных четыре десятилетия приближается к 10 000. Беда художника не сломила. Он был из породы героев своих картин — русский богатырь. Может быть, не будь этого пожара, и мир никогда бы не восторгался Пластовым. Художник решил уйти от повествовательного сюжета, которым отличалась советская картина 30-х годов. Начал писать произведения жанровые — позднее, за простоту и безыскусность, их стали называть "бессобытийный жанр" и упрекать автора за сделанный им выбор.

Несколько лет работы, и в 1937–1938 годах картина Пластова "Колхозный праздник" — на выставке "Индустрия социализма". Успех огромный. Картина яркая, красочная, завораживающая. Толчея, шум-гам, музыка, песни. Быт русской деревни, показанный с любовью и поэтичностью. По замыслу автора все путается между собой "до неразберихи" увлекательно. Каждая деталь занятна, правдива, жизненна. Всматриваясь в написанное, зритель как бы попадает в круговерть праздника, и сам хочет куда-либо присесть и с кем-нибудь чокнуться. Для картины было создано около 200 этюдов. Самым главным было не растерять непосредственности и свежести восприятия при переносе изображения с эскизов на полотно. На выставке были представлены и другие картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня"…С этого времени художник — постоянный участник всех больших выставок. С точки зрения современного человека, сюжет картин примитивен и неинтересен. Если сами картины не видел никогда. Но стоит только посмотреть на полотно — и, попадая под влияние почти магического воздействия художника, просто влюбляешься в персонажи. В конце 1930-х формируется и личный почерк художника: жанровая сцена трактуется лирически, на фоне русской природы. В сюжете полностью отсутствует конфликт, особый момент. Картины и портреты отражают глубокое знание и поэтическое понимание природы, жизни в "новой деревне", людей.

Художник воспевает труд человека, чьей духовной красотой он искренне восторгается. Пластов — реалист. Ему чужд модернизм, поиски нового и невидимого. Он жил в мире и любовался красотой мира, которую понимал и чувствовал. Он считал, что главное для художника — увидеть красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекрасна. Жизнь крестьянина для Пластова — воплощение гармонии природы и человека, чей труд тяжек, очень тяжек. Но и свят. В 1938 году для выставки "20 лет РККА" (Рабоче-крестьянской Красной Армии) художник создал картину "Купание коней". Мальчишки купают в реке своих коней — ну что может быть интересного в этом сюжете? Сколько бился художник, чтобы на картине все было живо, органично, на своем месте и в достаточном количестве! Ему постоянно казалось, что полотно не заполнено: сколько этюдов было отброшено и "ушло в отход". Из довоенных произведений Пластова "Купание коней" — самое значительное полотно.

Настоящая слава пришла к художнику в 1942 году. На выставке в Третьяковской галерее появилась его картина "Фашист пролетел" — самая сильная из всех, созданных в то время советскими художниками. Каждого, кто когда-нибудь видел эту картину, охватывало щемящее чувство боли. Война представлена в своем истинном обличии. В тихом уголке, где нет и намека на войну, на фоне пышной осенней природы, трагически оборвалась жизнь: маленький пастушок лежит на земле и над ним воет от горя его пес, стадо коров бродит поблизости, а на горизонте исчезает фашистский самолет. Трагедия. Посягательство на священные основы бытия. Чувство невозвратимой утраты. За эту картину художнику была присуждена премия, сама картина находится в Третьяковской галерее. Произведения, созданные в первые годы войны, пронизаны драматизмом: "Гитлеровцы пришли", "Защита родного очага", "Пленных ведут", "Один против танка". В год Великой Победы Пластов пишет картины "Жатва" и "Сенокос".

В 1946 году за них присуждена Сталинская премия. На первом из полотен старик в окружении детишек расположился за скромной трапезой. Жизнь нелегка, труд тяжел. Во время войны тяжел втройне. У ребят нет отцов и старших братьев, всю работу приходится выполнять детям и старикам. Но в картине нет обреченности и тоски — есть лишь чувство надежды и веры. Картина "Сенокос" — гимн миру и возрождению: в солнечный день слаженно работают косари. Вольные размашистые движения, небывалый оптимизм, радость жизни. Война окончена. Многие произведения послевоенного периода можно расценивать сейчас как заказные — но в те годы большинство людей действительно верили в светлое будущее.

Читайте также: Вагнер и Гитлер: пророчество Льва Толстого

Картина "Едут на выборы" — первые выборы после войны, особенно выборы в Верховный Совет, были действительно настоящим праздником. "На колхозном току", "Ужин трактористов" (тот самый, так впечатливший Англию) — особый мир щедрой, мирной земли, труд, который в радость. "Родник", где юная девушка набирает воду. На ее плечах коромысло, одно ведро уже наполнено, во второе льется хрустально чистая вода. Девушка стоит босиком — и в ее позе так много молодого задора, радости и силы здорового и душой, и телом человека. Светлая, добрая, искренняя картина…Самое известное послевоенное произведение — "Весна", прозванная "Северной Венерой". Молодая женщина выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку. В каждом ее движении — забота и любовь. Предбанник открыт. Тяжелая вода в ведре, ярко начищенный медный таз. Почерневшая от сажи дверь бани, золотая солома на полу предбанника, потемневшие от времени бревенчатые стены. Перламутровая кожа женщины изысканно сочетается с рыжеватыми волосами. Воздух студен, прозрачен, падает снег — и кажется, что связь человека с природой неразрывна. Естественна и целомудренна даже обнаженность.

Пластов говорил: "Есть правда этюдная, и есть правда этюда в картине". "Правда этюда в картине" — умение мастера сохранить в законченном произведении живое, теплое, личностное отношение к тому, что он писал. Сохранить в картине непосредственное впечатление от натуры художнику прекрасно удавалось. Картины Пластова находятся в Третьяковской галерее и во многих музеях России. Сам же художник — лауреат множества наград и премий — прожил всю жизнь в родном селе. Он не искал экзотических пейзажей — и вновь и вновь открывал зрителям красоту родных мест и знакомых лиц. Всего, что привыкли считать обычным.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Мария Чеховская
Мария Чеховская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить