Фильм о ничего не значащем человеке

6 сентября 2010 года на кинофестивале, проходящем горнолыжном курорте Теллюрайд (шт. Калифорния), состоялась премьера фильма английского кинорежиссера Тома Хупера "Король говорит!".

Кинолента "Король говорит!" британского режиссера Тома Хупера — история о том, как английский монарх Георг VI преодолевал свои комплексы и заикание — получила самый главный голливудский приз. Бывшая колония наградила некогда процветающую метрополию одновременно несколькими плевками: приучила к своей доморощенной политкорректности, когда воздают должное не столько за мозги, сколько за ущербность и наконец за то, что при нем окончательно распалась Британская империя, а первыми показали пример деловые янки.

В финале король Соединенного Королевства зачитывает перед нацией речь о вступлении Великобритании во Вторую мировую войну. У зрителей в этот момент на глазах стремительно выступают слезы — концовка, достойная не самых плохих кинорежиссеров прошлого столетия. Если отделять котлеты от мух, чего не всегда делают западные специалисты от истории, то наш "Александр Невский" (конечно же, фильм, а не князь) — сталинская, советская (короче говоря, имперская) пропаганда. Зато голливудские или признанные Голливудом фильмы — сплошная историческая "истина".

Читайте также: Трудолюбивым — "Оскар". И никаких сюрпризов

В частности, американцы сполна расплатились с японцами за Перл-Харбор лентой, в которой победоносно показали свои целлулоидные мускулы. Зачем было огород-то городить: показали бы в конце фильма, после гибели американских мореманов, документальные кадры с ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Но нет -"отплатили" лав-стори на фоне пирсов Перл-Харбора. Помнится, как несколько лет тому назад англичане всерьез воспротивились фильму Мела Гибсона "Храброе сердце".

Возмутило британцев не пресловутая юдофобия режиссера и актера, не его традиционная ориентация на крепкие спиртные напитки, которые он пьет, прежде чем сесть за руль, не его "домостроевский" взгляд на отношения со спутницами жизни, на которых он поднимает руку. Критики Королевства указали своим англоязычным "братьям", что негоже так показывать одетых в красные мундиры англичан, пусть и из далекого 17 века, — садистами и подлецами.

Фото: AP

Зато королева высказала свое королевское "Yes" нынешнему фавориту "фабрики грез" на 83-й церемонии вручения "Оскара". Как картине, так и актеру. В этом году лента удостоилась приза в номинации "Лучший фильм". У фильма было 12 номинаций на "Оскара" плюс "Золотой глобус" за лучшую мужскую роль Колину Ферту. В фильме, действие которого разворачивается на фоне Второй мировой войны, появляется и сама Елизавета — дочь Георга VI. Девочку сыграла Фрея Уилсон. Нынешняя королева отметила историческую достоверность картины, и одновременно эмоциональную способность тронуть сердца зрителей.

Англия и Америка — две нации, разделенные общим языком, не шутя заметил Оскар Уайльд, к несчастью для нынешнего пиара не имеющий никакого отношения к премии, но с точки зрения политкорректности благосклонно принятый в определенных кругах. Несколько лет назад Елизавета II стала героиней фильма Стивена Фрирза "Королева". Официально она никогда не выражала свое отношение к этой картине. По словам исполнительницы роли королевы Хелен Миррен, после выхода фильма она стала получать приглашения на - чтобы не пугать пуристов русского языка, скажем — "полдник" в Букингемский дворец.

Почему-то кажется, что очередными лауреатами на "Оскар" будут лица, которые снимут фильм про Горбачева или Ельцина. Про гибель Империи за океаном любят снимать. Нет ни одного более или менее толкового голливудского фильма про зарождение Империи (будь то ассирийская, римская, британская, российская или любая другая), зато тьма-тьмущая — про их падение.

Почему взялись снимать фильм о ничего не значащем человеке? Исключая только его способность занимать трон. Вручение "Оскара" человеку в футляре выглядит на самом деле очень символично. Ответ находится на поверхности. В последнее время Западный мир не может выставить кандидатуру однозначного лидера. ; та же картина в Великобритании и в других развитых странах. Пробил час "менеджеров" — время "стрелочников", "управляющих". Время личностей оказалось в прошлом. Как в прошлом оно оказалось и везде.

Череда революций в арабском мире наглядно показала усталость народов от харизматических правителей. Люди взывают к простому, как правда, человеку с улицы. Умные древние китайцы отлично и справедливо заметили, что "великий человек — общественное бедствие". И тут на помощь общей идее следует экранный образ честного, искреннего, пусть туповатого, парня в королевской мантии. Каждый английский йомен может на себя примерить курточку своего "королька, как я его называю" (цитата из любимого советскими телезрителями "Обыкновенного чуда" Шварца и Захарова).

Тираны или деспоты предпочитали, чтобы народец смотрел киношку про героических предков. Тут не только Иван Грозный, снятый гениальным Эйзенштейном при Сталине, или фильмы про Фридриха Великого — прусского монарха — обожаемого фюрером. Школьник, закончивший ликбез, вряд ли озаботится снять историю о студенте. Для него студент уже априори на голову выше. Если же студент тупой, то последует другой ракурс. Оператор может направить камеру либо выше персонажа, либо ниже. Добавить ко всему прочему еще и антиникотиновую пропаганду. Король много курил, что впоследствии и стало причиной его смерти. 

Фильм показывает никудышнего монарха, зато целеустремленного человека, умеющего добиваться поставленной цели. Человека не лишенного недостатков, даже физических, зато понятного простым людям.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить