В окрестностях Бостона в США существует оригинальный музей - Плохого искусства

Бездарность, заслуживающая внимания

Музей плохого искусства — клинический диагноз современному обществу. Это даже не музей — паноптикум современного искусства. Умные люди готовы не только оправдывать подобное, но и платить огромные деньги за произведения из его коллекции.

По адресу Дедхэм, штат Массачусетс, находится необычный музей. В его коллекции более 400 экспонатов, включая картину Lucy in the field with flowers — "Люси с полевыми цветочками", самый первый здешний "шедевр". Однако одновременно выставляются не более 30-40 произведений искусства.

Хотя существует еще и передвижная выставка. Единственный в мире Музей плохого искусства, The Museum Of Bad Art (MOBA), благодаря Всемирной Сети прославился прежде всего именно этой картиной. Для того, чтобы попасть в число экспонатов сего музея, необходимо соответствовать простому правилу: быть настолько плохим произведением искусства, чтобы все его дружно и от всей души проигнорировали как таковое… Тогда-то вы попадете в зону пристального внимания организаторов MOBA. Потому что они, напротив, уверены: бездарность игнорировать нельзя. Ее нужно знать и видеть.

Основная идея одного из отцов-основателей музея Скотта Уилсона заключалась в желании продемонстрировать самые отвратительные и китчевые произведения изобразительного искусства. В принципе, не самая разумная идея. Всей территории планеты не хватит, чтобы выставить весь художественный хлам на всеобщее обозрение!

Этот относительно юный музей основан в 1994 году. Благодаря поддержке мирового сообщества основатели MOBA успешно справляются со своей миссией — донести альтернативный взгляд на культурное самовыражение некоторых творцов. Для выполнения своей задачи директор музея Майкл Фрэнк выступает в не вполне обычной для куратора музея роли — он прочесывает "блошиные рынки" и магазины секонд-хэнд в поисках подходящих экземпляров.

Одна из основательниц музея Луиза Райлли Закко (Luise Reilly Sacco) рассказала, что идея его основания родилась в 1994 году, когда ее брат Джерри принес из антикварной лавки домой картину. Торговец был заинтересован только в рамке, лишь она представляла для него интерес. А картину он как раз был готов выбросить на помойку. Вот и встретились два одиночества: у покупателя не было, как водится, денег — а продавец готов был сам отнести полотно на мусорку. Зато большинству гостей, в тот праздничный день присутствующих у семейства Зассо, картины на свой лад понравились.

В смысле, все гости плевались, но само внимание к картине оказалось неподдельным!

Фото: AP

Шустрые ребята мигом сообразили — на бездарности можно прилично заработать. По-русски говоря, из известно-чего сделали конфетку: создали неподалеку от Бостона две картинные галереи. Поясним для наглядности — телевизионные каналы время от времени объявляют конкурс типа "стань звездой". На этот голубой огонек слетается всяческая мошкара. В результате получается — рейтинг. Затрачено ноль целых ноль десятых доллара, продюсеры ни гу-гу, а публика жужжит как подорванная.

Музей должен быть самоокупаемым. Аксиома. Для этого привлекаются самые безызвестные авторы, отличающиесяотсутствием элементарного понятия о вкусе. И тут же устраиваются выставки. Причем без всяких художественных критиков. Критики быстро наведут тень на плетень. Они в состоянии вас быстренько запутать, перечисляя всякие-разные "-измы". Скажите, положа руку на сердце, какой нормальный человек назовет несколько отличий "Черного квадрата" (1915) Казимира Малевича от "Первого человека на Луне" (1987) Энди Уорхола?…

Нет, скажет вам гуру от имени искусства. Композиция Малевича, вписанная в квадрат 97×97 см — это символ еще неведомого космического пространства, а мистер Уорхол — он же Андрий Вархола — воспроизводит космический ландшафт по современной технологии, показанной по ТВ. Таким образом, Уорхол — "телезритель" reality show, а Малевич или, какой-нибудь там Филонов, — очевидцы незримого. Философ, пожалуй, добавит от себя, между двумя такими разными композициями есть несомненное сходство — недоверие к картине мира, созданного Господом Богом. В любом случае, отрицается, скажем, такая классическая картина, как "Грачи прилетели".

Умные головы даже придумали оригинальный оборот — "кризис репрезентации". Достаточно выехать за пределы МКАДа, чтобы воочию увидеть и поваленную рощу, и загаженную посадку, и вековой дуб с надрезанными "Здесь были…". Однако этот мир невообразим для "прогрессивных" богемных малюванцев в их этюдах, как и "простой" мир в видении столичного чинуши. После посещения в Лондоне Всемирной выставки 1851 г. Карл Маркс написал главу о товарном фетишизме. Суть ее, напомним, заключалась в том, что произведения искусства лишаются своей ауры, становясь одним из предметов тиражирования массовой культуры.

Читайте также: Китайские семечки дороже Рафаэля

На рубеже 1970-80-х сначала на Западе, потом собезъянничали и в СССР, появились пластиковые пакеты, футболки и прочие товары народного потребления с изображениями Джоконды, поп-исполнителей. Еще в начале 20 столетия вещи попадают в объектив художников и провоцируют последних на эксперименты к отказу от подражания природе и к работе с готовыми формами. Проще говоря, музей плохого искусства не смог бы появиться в эпоху Ренессанса. И вовсе не потому, что в те времена ЕГО не было. Плохое как антипод Хорошего — существовал всегда. Просто под ним не было подложки, идеи, обоснования.

Музей привлекает тем, чего не было и не могло быть раньше. Скажем так, когда ваши бабушка под ручку с дедушкой выходили на променад, то афиши зазывали настоящим, неподдельным искусством. Да, поддаваясь рекламе, шли на имя, на значимость. Теперь идут на скандал, на провокацию, на перформанс. Со временем "плохое" превращается в классику.

Так танец "деклассированных элементов" — танго — превратился в шоу для богатых, бои римских гладиаторов — в испанскую корриду, спасение утопающих — в туристический дайвинг. Возможно, и Музей плохого искусства ждет участь превратиться со временем в обычную картинную галерею.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить