138 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина

Дон Кихот и Мефистофель из крестьянской семьи

13 февраля 2011 исполняется 138 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина. Оперный певец с необыкновенным голосом, за годы своей жизни получил широкое признание публики разных стран, от Запада до дальнего Востока. Шаляпин прославился не только благодаря незаурядным вокальным данным. Он был талантливым актером, настоящим мастером перевоплощения.

Этот статный мужчина крепкого телосложения, с твердым характером, легко преображался в хрупкого и мечтательного романтика Дон Кихота. Несмотря на светлый цвет волос, крупные черты и простоватое выражение лица вживался в роль темного демона, утонченного хитреца — Мефистофеля. Талант в сочетании с природным обаянием помог парню из крестьянской семьи попасть в высокое общество, куда не каждому были открыты двери.

Федор Шаляпин родился и провел детские годы в Казани. Трудно поверить, но человек, для которого впоследствии открылись двери высшего света, был выходцем из бедной крестьянской семьи. Получив лишь начальное образование, он работал подмастерьем у ремесленников — токаря, сапожника, переписичка. Однако с детства Федор питал тягу к совершенно иному, недоступному для него в то время миру искусства и театральной жизни. С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке и много читал. Влечение к искусству сподвигло его в двенадцать лет поступить в драматическую труппу, вначале на должность статиста. Некоторое время он скрывался в рядах многочисленного хора и получал небольшие, малозаметные роли. Страстное желание найти себя на театральных подмостках приводило подростка в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работал то грузчиком, то крючником на пристани… Нередко мальчику приходилось голодать и ночевать на скамейках.

Читайте также: Метрополитен-опера живет пожертвованиями

Лишь только когда он перебрался в Уфу, по чистой случайности на него обратили внимание. На замену заболевшему артисту, который солировал в опере "Галька", был выбран именно Шаляпин.

"По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко "Галька", а заменить его в труппе было некем, антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Фото: AP

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли…", — вспоминал впоследствии сам певец.

Успешный дебют 17-летнего Федора помог ему закрепиться на театральной сцене и показать себя в новых, хотя и не слишком значительных, ролях. По велению судьбы, примкнув к труппе Дергача, он оказался в Тифлисе (Грузия), где встретил Д. А. Усатова, талантливого и понимающего педагога. Тот, впечатленный способностями юноши, занимался с ним бесплатно. Эти уроки дали Шаляпину неоценимый опыт и знания, которые очень пригодились в его дальнейшей карьере. После года работы в тифлисской опере он перебирается в Петербург.

Прекрасные вокальные данные молодого певца не оставляют равнодушными ни публику, ни критиков, ни даже дирекцию Санкт-Петербургских Императорских театров: Шаляпина принимают в состав оперной труппы. На сцене Мариинского театра ему поручают партии Мефистофеля("Фауст"), Руслана("Руслан и Людмила"), а также комическую роль в опере "Тайный брак". Последняя, правда, несмотря на безупречное исполнение, не слишком приглянулась публике по сравнению с предыдущими драматическими образами.

После временного творческого затишья от известного мецената С. И. Мамонтова Шаляпину поступило предложение о переходе в частную московскую труппу. В Москве на творческой деятельности Федора благотворно сказалась дружба с композитором Рахманиновым. Именно там он смог показать всю мощь своего высокого баса в наиболее подходящих для него партиях. Федор примерил на себя множество интересных и разноплановых образов, от мельника в "Русалке" до Иоанна Грозного в "Псковитянке". В этот период он был задействован в иностранных операх, срывая бурные овации в залах за пределами России.

Следующим шагом в творческой деятельности стала работа в Большом театре. Огромный успех ему принесло и выступление на сцене итальянского театра "La Scala" в роли Мефистофеля. Итальянский дирижер и композитор Гавадзени признал: "Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр".

На пике славы Шаляпин обратился к корням — и в его репертуаре появились народные песни вроде "Дубинушки" и других. Сборы от выступлений он отдавал революционерам, без лишнего стеснения сообщая публике о своих политических взглядах.

Читайте также: Савва Морозов — спонсор театра и революции

Кинодебют Шаляпина состоялся в 1915 году, где он исполнял главную роль в исторической драме "Иван Васильевич Грозный". Однако через несколько лет Шаляпин потерял доверие властей и вызвал их негодование, не вернувшись с гастролей из США.

Фото: AP

Надо признать, что решение покинуть Россию далось ему нелегко. Один из самых близких Федору Ивановичу людей — художник Константина Коровина — вспоминает:

"Как-то летом мы поехали с Шаляпиным на Марну. Остановились на берегу около маленького кафе. Кругом высились большие деревья. Шаляпин разговорился:

— Послушай, вот мы сейчас сидим с тобой у этих деревьев, поют птицы, весна. Пьем кофе. Почему мы не в России? Это все так сложно — я ничего не понимаю. Сколько раз ни спрашивал себя — в чем же дело, мне никто не мог объяснить. Горький! Что-то говорит, а объяснить ничего не может. Хотя и делает вид, что он что-то знает. И мне начинает казаться, что вот он именно ничего не знает. Это движение интернационала может охватить всех. Я купил в разных местах дома. Может быть, придется опять бежать.

Шаляпин говорил озабоченно, лицо его было как пергамент — желтое, и мне казалось, что со мной говорит какой-то другой человек.

Еду в Америку петь концерты, — продолжал он. — Юрок зовет… Надо лечиться скорей. Тоска…"

С тех пор, исполняя партии на сценах многих стран мира, Шаляпин до конца своих дней так и не вернулся на Родину.

Кроме различных почетных званий, присвоенных ему в Англии, Франции и других странах, был удостоен Звания народного артиста Российской Республики, до него не присуждавшегося никому. На Голливудской аллее славы есть звезда Шаляпина. Однако на оценку широкой публике всегда предоставлялись только его певческий талант и актерское мастерство. Не изученным и не известным остались писательские и живописные дарования. Шаляпина. Знакомые с его увлечениями люди утверждали, что его кисти принадлежали прекрасные картины, а также что Шаляпин писал прозу и стихи.

До конца своей жизни Федор Иванович оставался русским гражданином, так и не приняв иностранного подданства, и мечтал быть похороненным на русской земле. Через 46 лет после смерти его желание исполнилось: прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Марина Линева
Марина Линева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *