Культура вступила в спор с образованием

Вчера в Госдуме прошли слушания, в которых приняли участие чиновники Министерства культуры, Минобрнауки и родственных ведомств, представители творческих вузов, а также активные борцы за развитие искусства в России Николай Цискаридзе и Зураб Церетели. Слушания были посвящены внесению очередных изменений в закон "Об образовании".

Данный закон уже не первый год тревожит общественность. Напомним, что изначально конфликт был вызван слухами о полном переходе образования на коммерческую основу и закрытии большинства вузов. Вспышки недовольства породили многочисленные акции протеста и критику властей. Только после заявления президента о том, что "никакого перехода к платному образованию не предполагается", оппозиция успокоилась, но, как выяснилось, ненадолго.

Читайте также: Прокуратура на защите культуры

1 февраля закончилось общественное обсуждение закона "Об образовании", которое стартовало в декабре 2010 года на сайте zakonoproekt2010.ru по поручению президента России Дмитрия Медведева. За два месяца от населения было принято более 11 тысяч предложений и замечаний относительно новых поправок. Рекомендации принимались не только от простых россиян: свою лепту внесли депутаты и люди, напрямую связанные с образованием. Так, единороссы рекомендовали отделить образовательный процесс от обучения и воспитания детей, а ректоры внесли предложение упразднить дипломы государственного образца и финансировать вузы в зависимости от результатов ЕГЭ. После общественного обсуждения текст закона сократился почти вдвое, но некоторым ведомствам так и не удалось прийти к консенсусу.

На вчерашних слушаниях особенно острая дискуссия возникла после вопроса об "усреднении" школ для художественно одаренных детей. Об этой поправке чиновники говорили еще в начале 2010 года, но в прессу информация поступила лишь в ноябре и не получила широкого распространения. Теперь, когда формирование закона уже завершено, наметился новый конфликт между министерствами образования и культуры.

Суть проблемы заключается в том, что новые поправки могут лишить художественные училища и вузы особого статуса и тем самым развалить существующую систему подготовки музыкантов и танцоров. По словам министра культуры Российской Федерации Александра Авдеева, "система художественного образования в России срочно нуждается в реформировании, иначе она просто разрушится".

Фото: AP

Но ломать систему самостоятельно и так, как предлагает Министерство образования, недопустимо. На данный момент Министерству культуры не хватает как минимум 100 млрд рублей на общие нужды. В России доля расходов на культуру из федерального бюджета составляет 0,75%, тогда как в других развитых странах на эту отрасль идет не менее 2% бюджета. Поэтому министерство не в состоянии оказать финансовую поддержку художественному образованию.

Как ни печально это прозвучит, но средняя зарплата педагога в школе искусств — 5 670 рублей, что ниже установленного прожиточного минимума. Естественно, за такие деньги там готовы работать лишь преподаватели предпенсионного возраста — ни о каких молодых специалистах и речи не идет. Тем более что детские школы теперь финансируются районными муниципалитетами, которые просто не в состоянии поддержать их на должном уровне. Соответственно, эти образовательные учреждения постепенно приходят в упадок. Сложно привлечь новых учеников в полуразрушенные здания с плохими условиями. Кроме того, в нашей стране не существует единой формы документа об окончании школы искусств.

В настоящее время, согласно принятым нормам, обучение в художественной школе проходит в течение 10 лет и 10 месяцев для будущих музыкантов и певцов, 7 лет и 10 месяцев (реже — 6 лет и 10 месяцев) — для артистов балета и 4 года и 10 месяцев — для артистов народного танца. Во многие хореографические и балетные школы детей начинают набирать уже с четырех лет. Однако Министерство образования намерено сократить эти сроки и сделать набор с более позднего возраста.

По мнению главного танцора России Николая Цискаридзе, идти на подобные шаги категорически нельзя, поскольку детей в художественные школы необходимо набирать с первого класса или даже раньше, иначе звезды первой величины больше никогда не появятся. Дело в том, что тело ребенка имеет большую гибкость и вывести ученика на высокий профессиональный уровень с раннего возраста гораздо легче.

Несмотря на все доводы и факты, позиция Министерства образования остается непримиримой. По мнению Авдеева, всему виной "недооценка культуры в нашем обществе". С министром согласна и вице-спикер Госдумы Светлана Журова, которая заявила, что сокращение часов художественного образования может привести к катастрофе. Как полагают многие специалисты, массовые беспорядки на Манежной площади явились проявлением "бескультурья" отечественной молодежи: ведь именно культура сближает людей, а воспитание во многом зависит от художественного образования.

Заседание по вопросам культуры и образования продолжалось более четырех часов. Народный артист России Николай Цискаридзе выступал последним. Взойдя на трибуну, он с сожалением заметил, что в зале практически не осталось депутатов, к которым он хотел бы обратиться. Тем не менее танцор произнес громкую и эмоциональную речь, в которой упомянул о страшной, по его мнению, тенденции: "Китай нас обгоняет везде. Все конкурсы пианистов, певцов, балетных выигрывают китайцы и японцы. Когда-то пьедестал, как в балете, был только наш. Сейчас такого нет". "Мы теряем наше достояние", — предостерег Цискаридзе. У знаменитого танцора получилось не просто выступление — это был крик души, который, к сожалению так и не был услышан.

Фото: AP

Однако Цискаридзе не сдался и через советника президента РФ по культуре Юрия Лаптева передал письмо Дмитрию Медведеву, в котором рассказал обо всех особенностях художественного образования и его главных отличиях от школьного. Остается надеяться, что президент поставит точку в этом бессмысленном споре, поскольку на кону не только престиж нашей страны, но и ее культурное достояние. Если мы собственными руками испортим почву, на которой взращиваются таланты и интеллектуалы, то в стране может возродиться культурный беспредел.

Читайте также: Не стало Белого Волшебника Блюза

Пора посмотреть на данную проблему более масштабно. Современные технологии и интернет, при отсутствии должного подхода, уже сейчас снижают уровень интеллектуального развития личности. Электронные книги, просмотры онлайн и всевозможные игры часто отбивают у ребенка желание посещать театр и ходить в библиотеку. Наше общество деградирует, и уничтожение последнего спасительного островка, где человек может приблизиться к возвышенному, равноценно вандализму. Хочется верить, что культуре в нашей стране начнут, наконец, уделять должное внимание и Россия подарит миру новых выдающихся балерин, художников и деятелей искусства.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Темы школа