"Чернец Андрей Рублев" славы не искал

20 декабря 2010 года в Государственной Третьяковской галерее торжественно открылась выставка иконописца Андрея Рублева, приуроченная к 650-летию великого русского художника. Правда, это довольно условная дата, ведь точных сведений о дне рождения иконописца нет. Год рождения Андрея Рублева выбран по инициативе ЮНЕСКО.

В 1960 году во всем мире отмечалось 600-летие со дня рождения мастера. С тех пор все последующие юбилеи принято отмечать, отталкиваясь от этой даты. Однако она была взята не совсем "с потолка". Ее определили по копии, сделанной в XVIII веке с могильной плиты Андрея Рублева.

О Рублеве вообще мало что известно. Например, авторство икон, традиционно считающихся рублевскими, не подтверждено никакими историческими источниками. Впервые Андрей Рублев упоминается в Троицкой летописи начала XV века, где сообщалось о росписи великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле артелью Феофана Грека, в которую входил и будущий иконописец Андрей Рублев.

Следующие воспоминания о Рублеве встречаются в житиях русских святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Там рассказывается, что Рублев принимал участие в росписи Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Андроникова монастыря. Стоит отменить, что, согласно преданию (опять-таки не подтвержденному ничем, кроме копии могильной плиты), именно в московском Спасо-Андрониковом монастыре Андрей Рублев и был похоронен — существовала плита с именем и датой смерти — 1430 год.

Скудность сведений объясняется тем, что иконописцы, в большинстве своем монахи и служители церкви, не искали личной славы. Тогда вообще не существовало такого понятия, как авторство, — ни для авторов литературных текстов, ни для живописцев и зодчих.

Андрей Рублев и другие творцы его времени не просто реализовывали себя в творчестве, как современные художники. Нет. Своим талантом они служили Богу. Точно так же, как другие монахи, которые звонили в колокола, радели в темных кельях или пытались упорядочить и донести до людей духовные идеи христианской веры. Они служили не себе, а Творцу.

Читайте также: Дошел ли апостол Андрей до Днепра и Ладоги?

Одно из главных условий служения Богу — усмирение гордыни, самоуничижение. Человек перед Богом — пыль и прах. Недопустимо и даже кощунственно на святых образах или росписи в храме лепить свою подпись: "Нарисовал такой-то в таком-то году", — это было попросту невозможно.

Фото: AP

Но о тех, кто радел во славу Господа, писались жития. Именно в них и сохранились отрывочные воспоминания о Рублеве: "…А мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю".

Есть более-менее конкретные сведения об авторстве иконы "Святая Троица" из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и части сохранившихся росписей Успенского собора во Владимире. И потом, уже точно зная, что именно эти иконы созданы рукой Рублева, на основе анализа живописных приемов и особенностей образно-стилистического решения этих произведений историками и учеными были выявлены другие исторические памятники, приписываемые Андрею Рублеву.

Ведь у любого настоящего таланта есть нечто не требующее подписи и других доказательств авторства — уникальный, неповторимый стиль и манера письма. Ученые не сомневаются в том, что и другие иконы принадлежат кисти Рублева или в крайнем случае его учеников. Тонко чувствующему знатоку достаточно посмотреть на работу древнего иконописца, и у него не остается сомнений: да, этой кистью водила та же боговдохновенная рука.

Ведь к иконописи допускались только те, кто духовно очистился, долгими молитвами и усердием достиг просветления. Только тогда ему было даровано великое счастье — на него снисходил Святой Дух, который и водил его кистью. Та как мировоззрение и вера русских иконописцев имели свои особенности, то и манера изображения святых у них тоже отличалась от византийской. И потому не так уж важно, кто именно написал икону. Главное, что эти иконы — истинные памятники русской религиозной живописи, каких нет больше нигде в мире.

На выставке представлены как широко известные работы Рублева, такие как икона "Святая Троица", "Звенигородский чин" (три деисусные иконы) из Успенского собора на Городке в Звенигороде, а также группа списков с иконы Владимирской Богоматери, самый известный из которых — икона из Успенского собора во Владимире.

Кроме того, на выставке представлены фрагменты полностью или частично разрушенных росписей, относимых к творчеству Рублева и его мастерской, — 14 фресок из Успенского собора в Звенигороде, 44 фрагмента из Благовещенского собора Московского Кремля, 35 фрагментов из Спасского собора Спасо-Андрониковского монастыря, а также снятая со стены роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.

Продлится выставка "Андрей Рублев. Подвиг иконописания" до 27 февраля 2011 года.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *