Арт-рынок России манит иностранцев

В последние выходные в Москве прошла новая художественная ярмарка Cosmoscow, в которой приняли участие тридцать галерей современного искусства из Великобритании, Германии, Нидерландов, Украины, Финляндии, США и России. Участники ярмарки обсудили перспективы современного арт-рынка в России и то, насколько он интересен зарубежным коллекционерам.

Организатор ярмарки Cosmoscow — компания Маргариты Пушкиной, коллекционера современного искусства и искусствоведа. Новый масштабный проект ориентирован в равной степени на западную и российскую аудитории. Своей целью организаторы и участники выставки полагают расширение спектра лучших западных галерей, посещающих Россию, а также более близкое знакомство российских коллекционеров и ценителей современного искусства с самыми интересными современными художниками.

Ярмарка была проведена в новом для России формате — арт-шоу. Проходила она в сжатые сроки, и времени на подготовку у участников было немного. Однако количество участников, а также представленные произведения искусства показали, что арт-рынок в России может быть интересен западным коллекционерам.

Про признанию одного из кураторов ярмарки Cosmoscow, берлинского галериста Фолькера Диля, на Западе кризис, наоборот, благоприятно сказался на арт-рынке, так как из-за снизившихся цен на предметы искусства многие коллекционеры получили возможность приобрести давно желаемые картины по приемлемой цене. В России же кризис притормозил развитие коллекционирования в более широком ключе, что, однако, не помешало многим галеристам переждать тяжелые времена без ущерба для бизнеса.

Читайте также: Еще живые, но уже утраченные памятники

Похоже, последствия кризиса для арт-рынка постепенно сглаживаются, и сегодня этот рыночный сегмент вновь становится привлекательным с точки зрения инвестиций. Соответственно интерес к коллекционированию в России снова возвращается.

Комментирует событие участник ярмарки директор Frolov Gallery коллекционер Владимир Фролов:

"В плане продаж от этой ярмарки никто ничего особенно и не ждал. Дело в том, что время проведения было не очень удачно выбрано, а кроме того, у участников было мало времени на подготовку. Но важно другое — ярмарка Cosmoscow показала, что в Москве возможно делать ярмарки хорошего интернационального уровня. Работы, которые были представлены на стендах, — серьезного европейского уровня. Стало понятно, что в Москве можно проводить серьезные ярмарки, куда поедут западные галереи, в том числе и первого ряда.

Фото: AP

Пока, конечно, "гранды" не приехали, но если ярмарка Cosmoscow будет продолжаться, то, думаю, и им будет интересно. Вообще, могу сказать по итогам всего уходящего 2010 года: рынок существенно ожил после кризиса. Причем многие вещи кризис расставил по местам. Потому что когда идет такая эйфория, как в 2008 году, когда все сметали по любым ценам, то там непонятно, что хорошо, а что — плохо. А сейчас рынок не просто ожил, — он сегодня показывает, что люди уже более вдумчиво покупают произведения искусства, более качественные вещи. То есть перспективы у рынка очень хорошие. И если на них будет накладываться такая хорошая интернациональная ярмарка, то это даст еще больший толчок к развитию.

Инвестиции в искусство в настоящее время могут быть очень прибыльными. Однако это все-таки довольно рискованная зона. Когда я консультирую на эту тему своих друзей и клиентов — начинающих коллекционеров (серьезные коллекционеры сами понимают, что и ради чего делают), я всегда говорю: инвестировать надо только в те вещи, которые нравятся вам лично и с которыми, если что, можно спокойно жить как с личной собственностью.

К тому же у рынка свои законы. Если брать топ-имена для вложения денег (их работы стоят чрезвычайно дорого), то надо понимать: может быть, они в цене не упадут, но и расти тоже особо не будут. Нужно искать, допустим, вещи, которые имеют не рекордные цены, надеясь, что они еще больше поднимутся, а также находить работы известных имен, но которые стоят более-менее приемлемых денег".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"