"Русские торги" в России не уступают западным

Уже привычными стали "русские торги" крупных зарубежных аукционных домов. Но вот и Российский аукционный дом (РАД) 9 декабря провел аукцион по продаже предметов искусства и антиквариата. На торгах были представлены чрезвычайно интересные художественные и исторические лоты. Например, картина Айвазовского "Штиль" и печать императрицы Марии Федоровны.

Помимо печати императрицы Марии Федоровны, оцениваемой в 300-360 тысяч рублей, и картины "Штиль" (24-27 миллионов рублей) на торги выставлены другие, не менее интересные с исторической точки зрения предметы. Например, "Колье с лунным камнем" работы мастерской Фаберже стоимостью 360-450 тысяч рублей. Также в число лотов входит картина Н.Н. Дубовского "Землекопы. Строительство железной дороги" (9-12 миллионов рублей).

У представителей российских музеев существенные преимущества перед остальными покупателями. Так, приобретая произведение искусства на аукционе РАД, музеи не должны платить комиссию с покупки, а, кроме того, могут приобрести лот до начала официальных торгов по стартовой цене, после чего по согласованию с владельцем он снимается с аукциона.

Музеям, действительно, есть из чего выбрать. Та же печать Марии Федоровны послужит неплохим украшением любой экспозиции. Марию Федоровну, супругу российского императора Александра III, называли "маленькая императрица большой страны". Она отличалась хорошим вкусом, разбиралась в искусстве и драгоценностях, хорошо танцевала, обожала модные туалеты, слыла законодательницей мод.

Также на аукционе представлен браслет Великой княгини Ксении Александровны, дочери императора Александра III и Марии Федоровны, стоимостью 1,2-1,5 миллиона рублей. Браслет впервые попал на торги после смерти владельца — внука российского императора князя Андрея в 1981 году. Тогда он был продан с торгов на аукционе "Кристи", и вот теперь эта вещь дочери российского императора, подаренная ей мужем на рождение сына, снова стал лотом.

Всего же на аукционе выставлялось 153 предмета искусства и антиквариата. Торги проходили в форме открытого английского аукциона. Кстати, один из лотов — набор из 12 рамок с золочением, изготовленных Императорским стекольным заводом, заранее нашел своего покупателя: он отправится в музей-заповедник "Павловск", который воспользовался льготными условиями участия в аукционе, предоставленными РАД.

Обычно музеи на аукционах оказываются в далеко не выигрышном положении. Открытые торги, в которых участвуют известные богачи-коллекционеры, фактически не оставляют шансов музеям с их ограниченным бюджетом. Музейщики не могут приобрести то, что представляет особую ценность для основной экспозиции с исторической точки зрения.

Приходится довольствоваться, что называется, чем бог послал. Покупка российским музеем ценного шедевра — чрезвычайно редкая удача. Льготные условия, предоставляемые РАД, дали, наконец, музеям реальный шанс прибрести не то, на что денег хватит, а что в самом деле составит гордость коллекции.

А то хоть обращайся к соотечественникам "с протянутой рукой", как это сделал директор Лувра, который в поисках способа приобрести картину, призвал граждан собрать необходимые средства. Его призыв получил горячий отклик у граждан, которые охотно жертвовали деньги, чтобы коллекция Лувра пополнилась очередным сокровищем — картиной "Три грации" Лукаса Кранаха Старшего.

Но иногда бывают у музеев и удачи, когда благодаря аукционам возвращаются украденные шедевры, случайно "всплывшие" на торгах в качестве лота. Как только представители музея опознают пропавший шедевр, аукционный дом тут же снимает его с торгов, и, после расследования инциндента, когда права музея на шедевр подтверждаются, его возвращают законному владельцу в целости и сохранности.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить