Сгорел уникальный музей-заповедник

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Под Екатеринбургом сгорел деревянный музей-заповедник постройки 1630 года. Памятник архитектуры федерального значения погиб, по предварительной версии, из-за короткого замыкания старой электропроводки. От музея остались одни стены. К счастью, экспонаты целы: незадолго до пожара их вывезли на реставрацию.

Под Екатеринбургом сгорел музей, признанный памятником архитектуры федерального значения. Деревянный музей-заповедник в Верхотурье практически полностью уничтожен огнем, по предварительной версии — из-за короткого замыкания старой электропроводки. От уникального здания 1630 года, построенного без единого гвоздя вскоре после основания Верхотурья, в буквальном смысле остались одни стены. К счастью, экспонаты музея целы: до пожара их успели вывезти на реставрацию.

Пожар охватил 400 квадратных метров. Горела кровля здания бывшего краеведческого музея, являющегося памятником архитектуры "Дом для приема почетных гостей". Находящаяся на балансе свердловского Минкульта историческая постройка, сообщают местные СМИ, выведена из эксплуатации более двух лет назад. Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

Читайте также: Москва: время сносить памятники?

Верхотурье — центр православия на Урале. Удивительно, но этот маленький городок сельского типа, состоящий из деревянных избушек, находится вдали от основных религиозных центров России. Основание города совпало с походами Ермака. Город задумывался как перевалочный пункт для освоения покоренной Сибири. О его значении говорит тот факт, что верхотурским воеводой некоторое время был боярин Федор Авраамович Лопухин, стрелецкий голова, позже окольничий и стольник царя Алексея Михайловича. Кстати, отец первой жены Петра Великого.

Праведный Симеон Верхотурский вел здесь подвижническую жизнь. Им восторгались не только православные христиане, но и коренные обитатели этих мест — вогулы. Его святость заключалась не в "ничегонеделании". Жизнь святого проходила в постоянных трудах. Симеон превосходно шил шубы - достохвальное умение для этих суровых краев. Смирения и нестяжательства он достиг тем, что, работая в крестьянских избах, оставлял работу незаконченной, дабы избежать похвал и денежного вознаграждения. За что претерпевал оскорбления и побои. Мощи легендарного Симеона находятся в Крестовоздвиженском храме Николаевского мужского монастыря Верхотурья.

Фото: AP

Именно с паломничества в Верхотурье начинал свою карьеру Распутин. О Верхотурье в царской семье узнали именно из рассказов Григория Ефимовича. Вернувшись после годичных странствий на родину в село Покровское, Распутин, уединившись в пещере, услышал глас Симеона Верхотурского: "Григорий! Иди, странствуй, спасай людей!". Внемля призыву, Распутин отправился в Верхотурский монастырь, к раке святого Симеона Праведного. Здесь он пробыл около двух лет. В Верхотурье неграмотный сибирский крестьянин обучился, по изустным монастырским преданиям, азам грамоты.

Сгоревший музей воспринимается как мрачная метафора гибели символа старой Руси — топора. Универсального орудия русского мужика, с помощью которого, говоря словами Толстого, он мог "и дом построить, и ложку вырезать". А в пору, когда и гвозди-то редко применялись в строительстве, не говоря уже о пилах или рубанках, топор был главным орудием. "Топор — всему делу голова", — утверждает одна из многочисленных русских пословиц об этом орудии. В Симеоно-Аннинской надвратной церкви Верхотурья, где покоятся останки монахов, имеется стенная надпись: "Мы были как вы, а вы будете как мы".

Однако мы отвлеклись. Подобные культурологические ассоциации возникают, когда в очередной раз сталкиваешься с гибелью архитектурных шедевров Уральского края. К счастью, не все еще погибло. И пока есть возможность, необходимо спасать то, что еще осталось. Например, здание бывшего Дворца культуры "Уралмашзавода", где ныне располагается центр "Орджоникидзевский". Оно было построено в 1929–1935 годах как фабрика-кухня по проекту выпускника всемирно известной Высшей школы архитектуры и дизайна "Баухауз" Белы Шеффлера и советского инженера-строителя Валерия Парамонова. Раритетной постройке угрожает не бытовой пожар, а элементарное разрушение от старости.

И если ветхое деревянное здание, сработанное топором первопроходцев, выдюжило не одно столетие, уцелев в годы революций и войн, явив пример старинной закалки и старинного мастерства (до последнего момента оно служило людям), то постройка наших старших современников может погибнуть у нас  на глазах. Здание нуждается в срочном капитальном ремонте: крыша прохудилась и полы местами просели. Деньги для реставрации представляющего особую художественную и архитектурную ценность здания, слава богу, нашлись. Осталось уберечь его от случайной искры сварщика во время ремонта да от короткого замыкания потом.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить