Клоуны всего мира объединяются

В конце ноября Екатеринбург превратится в столицу всемирной клоунады. Лучшие клоуны из Великобритании, Швейцарии, Венгрии, Нидерландов, США, Португалии и Аргентины съедутся туда на цирковой фестиваль. Мероприятие станет уникальной возможностью увидеть представления лучших цирковых артистов мира, многие из которых впервые соберутся в одном месте.

Звезды клоунады со всего мира соберутся на фестиваль, который станет уже третьим по счету. В прошлом году он имел оглушительный успех, поэтому не приходится удивляться, что в 2010 году еще больше иностранных артистов выразило желание участвовать в мероприятии.

Сегодня клоунада является полноправным видом театрального искусства. Одно из недавних шоу цирка "Дю Солей" — лучшее тому подтверждение. Представление "Кортео", рассказывающее о судьбе клоуна, — проникновенное и трогательное повествование, которое никого из зрителей не оставило равнодушным. Волшебная тайна — то ли сон, то ли сказка.

Но как мало общего современная клоунада имеет с тем комическим персонажем английского средневекового театра, с которого и начался путь клоуна к сердцам зрителей! Те, первые клоуны веселили толпу с помощью грубых шуток. Первым образом клоуна был деревенский парень, прибывший в большой город. Основой пародии служили деревенская растерянность и неуклюжесть среди ушлых горожан. Клоун бросал грубые остроты, а толпа смеялась. Клоунада появилась в 1700-е годы на сцене лондонских комедийно-фарсовых театров: "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", "Сэд-лерс-Уэллс".

В советском цирке, который вообще имел свой особый и неповторимый стиль, клоуны занимали особое положение. Их знали не меньше, чем популярных артистов. Многие шли в цирк именно на выступление клоунов. Когда-то клоуны появились в цирке, чтобы заполнить паузы между номерами. Но в советском цирке иной раз жанровые сценки клоунов становились внеплановым гвоздем программы, затмевая невероятные трюки иллюзионистов и номера с хищниками.

Читайте также: За штампом в паспорте — в театр "Арлекин"

Фото: AP

Таким артистом был знаменитый на всю страну Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев). Этот невысокий человек в забавной шляпе и его маленькая черная собачка доводили людей до колик. Карандаш не знал себе равных в сатире на самые злободневные проблемы. Во время войны клоун придумал такой номер: на сцену выносили небольшую трибуну (как положено на серьезных собраниях, со стаканом воды), следом выходил Карандаш с большим портфелем. Артист вставал к микрофону, открывал портфель и ставил на трибуну своего песика Пушка. Пушок стучал лапой по трибуне, как оратор, и лаял в микрофон. Когда он замолкал, Карандаш торжественно объявлял: "Речь министра пропаганды Геббель­са окончена!" Пока зал покатывался со смеху, Пушок снова прятался в портфель.

Степень народной любви к артисту сложно было вообразить. Про него снимали мультфильмы, на него ставили пародии, одно появление имени Карандаша в афишах гарантировало аншлаг. Карандаш проработал в цирке 55 лет и до последних дней жизни выходил на арену.

Другим клоуном, пользующимся действительно всенародной популярностью, был Олег Попов. Образ Солнечного клоуна и комические моносценки принесли ему всемирную известность, которая помогла Попову продолжить карьеру клоуна и на Западе после эмиграции в Германию в 1991 году.

Не менее ярким артистом стал один из лучших учеников Карандаша — Юрий Владимирович Никулин. Слава Никулина началась с цирка. Он работал в паре с Михаилом Шуйдиным, и их простые, но крайне смешные сценки из жизни двух нелепых персонажей вызывали полный восторг у публики.

Именно цирковой успех послужил реализации Никулина в кино. В комедийные образы артист привнес многое из своих цирковых номеров. Найденный им образ мягкого, но разболтанного любителя выпить оказался столь удачен и оригинален, что остался с ним до конца его жизни.

Современный российский клоун, который является артистом мирового уровня — Вячеслав Полунин. Его "Снежное шоу", которое регулярно приезжает в Россию, входит в перечень лучших цирковых программ мира. Всенародную известность Полунину принесло участие в созданном им театре "Лицедеи". Два коронных номера — "Блю-Блю-Блю-Канари…" и "Асисяй!" — стали визитной карточкой артиста.

Времена меняются, а любовь к грустным и смешным клоунам остается. Директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский, рассказывая об уральском цирковом фестивале, признался, что в нынешнем году был небывалый шквал заявок от зарубежных участников. Излишне говорить, что достать лишний билетик на фестиваль будет непросто.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить