Константин Васильев: возвращение через 20 лет

Борьба за наследие известных личностей - дело привычное. Особенно, если это наследие имеет огромную стоимость, причем не только с точки зрения искусства, но и с финансовой стороны. 90 миллионов рублей — а именно во столько оцениваются 82 полотна русского художника Константина Васильева — сумма, которая заставляла любителей живописи незаконно удерживать у себя картины более двадцати лет.

После долгой судебной волокиты, эти картины переходят из "Клуба любителей живописи Константина Васильева", где они хранились, законной владелице — сестре художника Валентине Васильевой. Стоимость этой поистине бесценной коллекции — 90 миллионов рублей. Так что обеим сторонам было, за что бороться. И если Васильевой все-таки двигали и родственные чувства, то основателя клуба Анатолия Доронина можно подозревать в банальном нежелании выпускать из рук такую ценную коллекцию. Теперь эти картины станут доступны всем поклонникам таланта художника.

Имя Константина Васильева известно каждому любителю русского фэнтази — а их сегодня куда больше, чем любителей искусства живописи. Оригинальность его таланта, и, в то же время, глубинная патриотичность его картин - не по официозу, а по удивительному умению угадывать прообразы, которые со времен князя Владимира присутствуют в народном подсознании, позволяли ему из сюжетов, которые у любого другого автора смотрелись бы пошлостью и имитацией, создавать шедевры.

Его картины знают даже те, кто не знает, что вообще есть такой художник Константин Васильев. "Валькирия", "Северный орел", "Витязь" и многие другие, посвященные скандинавской и славянской мифологии, а также несколько портретов его кисти, например, "Портрет Достоевского" широко известны. Менее знакомы публике картины других его циклов, например, на тему Великой Отечественной войны.

Все эти картины можно увидеть на выставке, которая сейчас проходит в Москве и продлится до 13 октября. Примечательно, что отыскались картины, заявленные как "пропавшие" не где-нибудь, а культурном центре ФСБ. Решение суда о возвращении картин было еще в 2008 году, но видно, что пренебрежение к закону у нас характерно не только среди низших слоев населения (уголовников и прочих подобных личностей), но и среди представителей госслужб. Словом, очередное подтверждение того, что коррупция у нас цветет буйным цветом.

Фото: AP

Представители клуба оригинальным способом объяснили свою позицию — дескать, они давно уже хотели картины вернуть, предлагали активно, но…наследница не соглашалась забрать свое имущество. Забавная ситуация: наследница подает в суд, выигрывает дело, а потом два года (!) не может забрать свое 90-миллионное наследство, так как ей негде его хранить.

Конечно, 82 полотна, некоторые из которых довольно масштабны, в тесной квартирке не развесишь, но вряд ли речь шла о таком хранении картин — ведь фактически сразу после из возвращения начала работу выставка. Всего известно более 400 картин художника, но собрать их все на одной выставке — задача не из легких. Многие из полотен удерживаются частными лицами и организациями.

Судьба этих картин вызывает опасения, ведь так много в истории примеров, как были утрачены шедевры великих художников, которые можно было бы спасти, окажись они в заботливых руках. Видимо, картины Васильева преследует тот злой рок, который погубил и самого художника — по официальной версии Константин Васильев погиб в результате несчастного случая. Художника и его друга сбил на железнодорожном переходе поезд. Однако, близкие Васильева до сих пор сомневаются в том, что это был несчастный случай, ведь в этой трагической гибели много неясного.

В 2009 году был скандал с поджогом Музея Константина Васильева — причем его директор Алексей Доронин напрямую обвинял Валентину Васильеву в сотрудничестве с рейдерами, которые, по его мнению, и устроили поджог. К счастью, картины художника при пожаре не пострадали.

Картины Константина Васильева, безусловно, можно считать национальным достоянием. И уж точно — общекультурной ценностью. И всем поклонникам творчества художника, по большому счету, неважно — кто именно будет содержать у себя картины, главное, чтобы о них должным образом заботились, и они были доступны широкой публике. А уж будет это государственный или частный музей — значения не имеет. Это имеет принципиальное значение только для тех, кто видит в картинах Васильева прежде всего 90 миллионов рублей, а не произведения искусства.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить