Чудо в Румынии - 10 октября 2002 г.

При реконструкции маленького православного храма св. Николая в городе Хуши в северной Румынии рабочие обнаружили в земле тело человека, облаченного в одежды православного священника.

 

 "Тело выглядит так, как будто человека похоронили только вчера, и что еще более невероятно, это то, что оно источает восхитительный розовый аромат. Возможно, что мы стоим перед открытием нового святого", - заявил Александру Виджиану, приходской священник церкви св. Николая.

 

 Некоторые христиане считают, что тела святых людей источают сильный приятный аромат потому, что их посещает Иисус.

 Румынская ежедневная газета "Adevarul" сообщила, что записи в церковных книгах указывают на то, что это может быть тело священника, который освящал церковь в самом начале XIX века -его звали Иеремия Хаджиу.

 

 Со времени обнаружения нетленного тела к храму притекают толпы паломников, чтобы поклониться телу священника, источающему аромат роз.

 

 Что в наше время мы знаем о мощах? Знаем, что это святыня великая. Многие видели мощи святых, посещая Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву Лавры, другие монастыри и храмы. Идут к ним за утешением, исцелением, с молитвенной просьбой.

 Прославление мощей прочно вошло в православную традицию и укрепляет верующих в подвиге служения Святой Церкви Христовой.

 

 Обретение мощей еще со времени Рима и Византии обставлялось с особым торжеством. Это правило приняла, хранила и соблюдала Россия. На обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году присутствовала почти вся царская фамилия, высший свет, многие тысячи верующих.

 

 В Оптиной пустыни в сентябре 1988 года состоялось обретение мощей преподобного Амвросия. Летописец указывает: "С особой теплотой совершалась общая молитва, выражающая благодарность Богу за великую Его милость. Множество народа плотным кольцом окружало дорогую могилу. Это был великий день. Оптина возродилась, и в какой славе!".

 

 В феврале 1992 г. - обретение в Донском монастыре мощей Святейшего Патриарха Тихона. После длительных поисков в Малом соборе открыт белокаменный склеп, в котором стоял дубовый гроб. В переполненном людьми храме, под пение величания Патриарху Тихону гроб был открыт. Все увидели тело Святейшего, завернутое в темно-зеленую бархатную архиерейскую мантию. Обретение его святых мощей Святейший Патриарх Алексий II назвал знамением милости Божией в трудные для Русской Церкви времена.

 

 В Росси тоже происходили обнаружения нетленных мощей священников. Вот один из самых показательных случаев, произошедший на Кубани в 1974 году.

 

 "В станичном парке ст. Старощербиновской, разбитом в 1937 году на месте разрушенной Покровской церкви, то ли по причине недостатка воды, то ли по каким другим, отказывались расти деревья. Был уже здесь построен и мемориальный комплекс с Вечным Огнем, но парк культуры и отдыха выглядел довольно убого. Местные власти, готовясь к "достойной встрече" 60-летия Октябрьской революции, решили сделать подарок населению - закупили сосны в надежде на то, что они окажутся более жизнеспособными. В конце марта, теплым весенним днем, была организована посадка этих деревьев, как повелось, общественными силами. Сделали разметку, трактором бурили неглубокие ямки. Вот здесь все и случилось. Бур вдруг застучал о камень и провалился в пустоту. (Правда, в народе говорят, что вначале на этом месте техника отказала: трактор заглох). Помня о том, что здесь, на бывшем церковном дворе могут быть захоронения, а то вдруг и клады (!), люди кинулись к яме. Расчистили, всмотрелись - в склепе стоял гроб. Конечно же, решили проверить, что там?

 

 Мелкая щебенка, в которую был превращен замечательный кирпич, производимый в начале века, говорил о том, что проникновение в гробницу далось нелегко. Смельчаки прыгнули в яму и обомлели: весенний солнечный луч, отразившись от белых стен склепа, играл на серебристых украшениях металлического гроба. Кресты, цветы, листья, все это будто что вышло из-под рук мастера. Гроб, казалось, слегка парил в воздухе, поддерживаемый крыльями ангелов, в виде которых были сделаны ножки. В крышке гроба было окошко. Протерли стекло от пыли: под ним ясно виднелось бледное лицо человека. Любопытствующие определили, что земля много лет хранила нечто необычное.

 

 Трудно сейчас установить, кто же нанес первый удар камнем. Толстое стекло не выдержало. Приглашенные "указники" под надзором милиции сорвали крышку. В гробу лежал священник. Атласное малиновое облачение отсвечивало на лицо, и оно казалось даже розоватым. Высокий лоб, слегка волнистые, темно-русые волосы, дугообразные брови, нос горбинкой, небольшой рот... "У него была нежная, почти женственная внешность", - вспоминают одни. "Какое умное и благородное лицо", - говорили другие. Многие потом подтвердили, что на вид ему не было сорока лет. С опаской, что все рассыплется в прах, тронули рукой - тело было сухим и твердым. Однако, через несколько минут на свету и воздухе оно изменило окраску, стало коричневатым.

 

 Приглашенный для обследования врач-хирург Красавцев А. И. рассказал много лет спустя: "Я пришел минут через сорок. Кожа покойного была темно-пергаментного цвета, тело под моими пальцами не сыпалось, оно сохранилось полностью, не было только большого пальца на ноге. Руки, ноги можно было слегка двигать, его всего поднимать, скелет и кожа при этом не ломались. Не было свойственного могиле запаха..." Впрочем, когда по команде сверху врач обыскивал покойника в надежде найти золотые вещи, "по закону принадлежащие государству", он низко наклонился: "Я ощутил запах ладана или чего-то такого что бывает только в церкви".

 Наверх были переданы Святое Евангелие 1905 года издания, с прекрасно сохранившимся текстом, напрестольный позолоченный крест. Были сняты также золотой нательный крестик с эмалью, медальон с изображением Божией Матери. Ткань облачения, пролежавшая более полувека в земле, была на удивление крепкой, но, и она была разобрана на куски и они исчезли в толпе. Впрочем, впоследствии исчезло не только это. Не ясно, куда делся Наперсный крест, хотя крупную цепь видели многие. И еще свидетель вскрытия Хмельницкий Э. А. помнит, что была вынута какая-то бумага, на которой было написано имя: "Отец Стефан". Бумага тоже пропала.

 

 Люди испытывала легкое разочарование, ибо особых ценностей не нашли. А почему покойник остался нетленным? Над этим особенно никто не думал. Местное духовенство в известность поставлено не было. Остается неясным, откуда поступило распоряжение: могилу оставить в покое, останки захоронить "как было". "Трогательной заботой" об окружающих было вызвано решение щедро посыпать все это хлорной известью, а то вдруг чума или холера... Следователь милиции на всякий случай сделал снимок.

 

 Восстанавливать склеп никто, конечно, не собирался, и тонны сырой весенней земли рухнули на весьма хрупкий последний приют неизвестного священника, который "не совсем кстати" явился вдруг в канун юбилея Советской власти. Так состоялось первое обретение мощей в станице Старощербиновской в 1977 году.

 Место захоронения разровняли. Рядом ходили, танцевали, смотрели кино, и только подрастающие сосенки и березка хранили покой усопшего. Золотой нательный крестик и медальон исчезли в райфинотделе, а Евангелие и напрестольный крест остались в местном музее, как "не представляющие ценности" (!), хранились под стеклом с очень выразительной подписью: "Предметы культа". Вот они -то и питали память о необычайной находке.

 

 Путинцева М. Н., до недавнего времени работавшая директором музея, рассказывала о том, что особую притягательность для посетителей имел крест. Один заезжий "целитель" даже предлагал за него большие деньги. Тогда она и решилась послать в епархиальное управление письмо с описанием событий в парке и вопросами: "Кто же этот человек и почему его останки сохранились нетленными ?" Ответ на первый вопрос могли дать сами щербиновцы еще в 1977 году, будь они повнимательней. А ответ на второй должна была дать церковь.

 

 В ст. Старощербиновскую направляется комиссия епархиального управления. Там в наличии были только экспонаты музея да фотография, на которой четко виднелось лицо, руки усопшего. Неестественная поза и беспорядок в одеянии говорили о том, что покой его был изрядно нарушен. Нужно было глубокое исследование. Впоследствии окажется важным тот факт, что работа экспедиции по вскрытию могилы, установлению личности покойного задерживалась то какими-то обстоятельствами, то непогодой.

 

 Руководителем, группы был назначен протоиерей Сергий Максимец, настоятель Свято-Вознесенского храма ст.Пластуновской, того самого, который таинственным образом сохранился в 30-е годы. И вот, по благословению Владыки ИСИДОРА, я оказалась свидетелем участником второго обретения мощей в ст. Старощербиновской.

 Администрация станицы беспрепятственно дала согласие на вскрытие могилы. Место, где находился склеп, было быстро определено. Несмотря на то, что мы заранее не договаривались ни о каком постороннем содействии, все прекрасно сложилось с Божьей помощью. Коротко помолившись, отец Сергий начал копать. Взяла лопату и я.

 Парк вскоре наполнился людьми. Они по-разному воспринимали эти раскопки. Одни возмущались, что покойнику опять не дают покоя, другие говорили, что нужно же исправить то, что натворили 17 лет назад. Конечно, мелкий щебень, обломки металлического гроба, истлевшие кусочки ткани, постоянно попадавшиеся в земле, говорили о совершившемся ранее святотатстве.

 

 Несмотря на дождик, неудобства, работа продвигалась довольно быстро, и мы рассчитывали к вечеру ее закончить. И вдруг - неожиданная остановка. В парке появилась довольно грозная сила - местное казачество: "Наши святыни тревожите!?" Пока разбирались, кто позволил, где документы, что потом собираемся делать (все почему-то боялись, что мощи могут быть увезены из станицы), закончился рабочий день. Это я пишу вовсе не в упрек казакам станицы, ведь впоследствии они нам очень помогли. Промысел Божий и заключался в том, чтобы окончательно обретение мощей состоялось именно на следующий день.

 

 Гроб, или то, что осталось от него после хлорной извести и земляного пресса, осторожно извлекли наверх, в деревянном саркофаге перевезли на территорию двора нынешней Покровской церкви. Вот здесь и горели свечи, курился ладан и немногие присутствующие вместе со священниками пропели "Вечную память" покойному.

 Когда подняли крышку гроба, насквозь поврежденную коррозией, то оказалось, что останки сохранились весьма хорошо. Это было невероятно. Нежное, в общем, человеческое тело оказалось более стойким, чем металл! Конечно, земля попавшая в гроб через разбитое окошко и хлорка сделали свое "черное" дело, и все же: скелет прочно держался, во многих местах цело было и тело. Череп сохранился и ясно было, что похороненный человек был молодым. Пальцы, кисти рук, все связки суставов держались прочно. Кожа на груди оставалась целой, гладкой. Пострадали только ступни ног. Оставшееся от грабежа облачение тоже сохранилось. Специалисты отказывались верить, ведь практика эксгумации показывает, что никакая герметизация, цинк не могут сохранять труп так долго. Прибывший с духовенством Владыка ИСИДОР, подтвердил, что захоронение было необычным. За какие заслуги этот священник обрел у Бога дар нетления? И кто же он?

 

 Удивительно полно сохранившийся станичный архив донес до нас его имя: Стефан Ильич Янков. Умер от паралича сердца в возрасте 38 лет 7 июня, погребен 10 июня 1914 года. Его собственноручные записи в церковной книге обрываются за полтора месяца до смерти. Как жил этот человек?

 

 В станице Ленинградской, в доме-интернате ветеранов войны и труда ныне проживает дочь бывшего священника Покровской церкви Федора Малышевского - Борисенко Феодора, 1907 года рождения. Несмотря на то, что ей было всего 7 лет, когда не стало отца Стефана, она его хорошо запомнила. Да, среднего роста, волосы темно-русые, нос горбинкой, жил с женой и сыном... Что еще особенного может запомнить ребенок? "Это был глубоко верующий человек", - сказала она мне. "А как же иначе, ведь он был священником!" - вырвалось у меня. "Эх, детка, я многих видела на веку. Отец Стефан был необыкновенным батюшкой". Похорон его Феодора Федоровна не помнит, ибо ее отца в это время переводили в другой приход. Когда вернулись семьи Янковых уже не было в Старощербиновской. Дом, где жили Янковы она помнила и узнала, когда мы вместе с ней приехали в станицу. Позже в нем жил Анатолий Васильевич Ляпидевский, первый Герой Советского Союза, тоже сын священника, но по понятным причинам скрывший в свое к время этот факт от своих биографов. После того, как были разрушены обе станичные церкви - здесь временно находился молитвенный дом. Сейчас дом перепланирован, в нем несколько квартир, и жильцы его даже не подозревают о том, какой силы веры человек ходил по одной земле с ними.

 

 Захоронение мощей отца Стефана совершалось 3 июля в День всех Святых, в земле Российской просиявших со всеми подобающими почестями. Собрались прихожане Покровской церкви ст. Старощербиновской, приехали паломники из других мест, переполненный автобус прибыл из Ленинградской. Крестным ходом, с иконами, хоругвями, песнопениями прошли по станице к парку. Отремонтированный, свежевыбеленный склеп снова принял нетленные мощи отца Стефана, но уже в металлическом саркофаге, и снова, 60 лет спустя (после 1934 года) строгий православный крест обозначил эту святую могилу.

 

 На холмике земли был посажен вечнозеленый барвинок. Приходят сюда постоять, помолиться. Молодожены, традиционно возложив букеты у Вечного Огня, проходят немного дальше и просят благословения у отца Стефана. Здесь лежат цветы, горят свечи.

 

 Удивительные открытия на самом факте обретения мощей не закончились. Когда все даты были приведены в новый стиль, то оказалось, что тело отца Стефана пролежало в земле ровно 80 лет. Поэтому и важен был Последний день "отсрочки". Умер он в субботу под праздник - День всех Святых в земле Российской просиявших. И день его вторичного погребения также пришелся на этот праздник."

 

  Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'Портал Кредо'

  'Православная Кубань'

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить