Константин Васильев: возвращение через 20 лет

Борьба за наследие известных личностей - дело привычное. Особенно, если это наследие имеет огромную стоимость, причем не только с точки зрения искусства, но и с финансовой стороны. 90 миллионов рублей — а именно во столько оцениваются 82 полотна русского художника Константина Васильева — сумма, которая заставляла любителей живописи незаконно удерживать у себя картины более двадцати лет.

После долгой судебной волокиты, эти картины переходят из "Клуба любителей живописи Константина Васильева", где они хранились, законной владелице — сестре художника Валентине Васильевой. Стоимость этой поистине бесценной коллекции — 90 миллионов рублей. Так что обеим сторонам было, за что бороться. И если Васильевой все-таки двигали и родственные чувства, то основателя клуба Анатолия Доронина можно подозревать в банальном нежелании выпускать из рук такую ценную коллекцию. Теперь эти картины станут доступны всем поклонникам таланта художника.

Имя Константина Васильева известно каждому любителю русского фэнтази — а их сегодня куда больше, чем любителей искусства живописи. Оригинальность его таланта, и, в то же время, глубинная патриотичность его картин - не по официозу, а по удивительному умению угадывать прообразы, которые со времен князя Владимира присутствуют в народном подсознании, позволяли ему из сюжетов, которые у любого другого автора смотрелись бы пошлостью и имитацией, создавать шедевры.

Его картины знают даже те, кто не знает, что вообще есть такой художник Константин Васильев. "Валькирия", "Северный орел", "Витязь" и многие другие, посвященные скандинавской и славянской мифологии, а также несколько портретов его кисти, например, "Портрет Достоевского" широко известны. Менее знакомы публике картины других его циклов, например, на тему Великой Отечественной войны.

Читайте также: Гитлер не любил людей. Даже на картинах

Все эти картины можно увидеть на выставке, которая сейчас проходит в Москве и продлится до 13 октября. Примечательно, что отыскались картины, заявленные как "пропавшие" не где-нибудь, а культурном центре ФСБ. Решение суда о возвращении картин было еще в 2008 году, но видно, что пренебрежение к закону у нас характерно не только среди низших слоев населения (уголовников и прочих подобных личностей), но и среди представителей госслужб. Словом, очередное подтверждение того, что коррупция у нас цветет буйным цветом.

Фото: AP

Представители клуба оригинальным способом объяснили свою позицию — дескать, они давно уже хотели картины вернуть, предлагали активно, но…наследница не соглашалась забрать свое имущество. Забавная ситуация: наследница подает в суд, выигрывает дело, а потом два года (!) не может забрать свое 90-миллионное наследство, так как ей негде его хранить.

Конечно, 82 полотна, некоторые из которых довольно масштабны, в тесной квартирке не развесишь, но вряд ли речь шла о таком хранении картин — ведь фактически сразу после из возвращения начала работу выставка. Всего известно более 400 картин художника, но собрать их все на одной выставке — задача не из легких. Многие из полотен удерживаются частными лицами и организациями.

Судьба этих картин вызывает опасения, ведь так много в истории примеров, как были утрачены шедевры великих художников, которые можно было бы спасти, окажись они в заботливых руках. Видимо, картины Васильева преследует тот злой рок, который погубил и самого художника — по официальной версии Константин Васильев погиб в результате несчастного случая. Художника и его друга сбил на железнодорожном переходе поезд. Однако, близкие Васильева до сих пор сомневаются в том, что это был несчастный случай, ведь в этой трагической гибели много неясного.

В 2009 году был скандал с поджогом Музея Константина Васильева — причем его директор Алексей Доронин напрямую обвинял Валентину Васильеву в сотрудничестве с рейдерами, которые, по его мнению, и устроили поджог. К счастью, картины художника при пожаре не пострадали.

Картины Константина Васильева, безусловно, можно считать национальным достоянием. И уж точно — общекультурной ценностью. И всем поклонникам творчества художника, по большому счету, неважно — кто именно будет содержать у себя картины, главное, чтобы о них должным образом заботились, и они были доступны широкой публике. А уж будет это государственный или частный музей — значения не имеет. Это имеет принципиальное значение только для тех, кто видит в картинах Васильева прежде всего 90 миллионов рублей, а не произведения искусства.

Самые интересные новости читайте на главной странице

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Снова братушки: в Болгарии назрели перемены
Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении малайзийского "Боинга"
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
США - государство-террорист номер один. Доказательства
США - государство-террорист номер один. Доказательства
ПВО уничтожит дроны и разведчики НАТО над Крымом
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Снова братушки: в Болгарии назрели перемены
США - государство-террорист номер один. Доказательства
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Когда Прибалтика станет нищей
"Бук - ваш": Россию ведут под трибунал по MH17