Ученые близки к разгадке секрета скрипок Страдивари

В технологический век, предлагающий безграничное количество электронных тембров, далеко не все люди, и в том числе музыканты, придают значение звучанию инструментов.

Например, однажды известного скрипача Джаша Хейфеца после выступления окружили слушатели, которые восхищались вовсе не его исполнительскими данными, а удивительным звуком его скрипки Гварнери дель Джезу.

Тогда Хейфец схватил скрипку, прислонил к ней ухо и сказал: «Я ничего не слышу!» А гитаристы групп The Who и Deep Purple, чтобы показать, что все дело – не в инструменте, а их собственном мастерстве, вообще демонстративно крушили свои гитары.

Однако, от качества инструмента до сих пор зависит многое. Многие музыканты говорят, что скрипки знаменитых мастеров XVIII века – того же Гварнери дель Джезу (на его скрипке, между прочим, играл сам Паганини) или Страдивари и дешевые, сделанные на фабрике «орудия для истязания соседей» – принципиально разные инструменты.

Музыканты обычно мгновенно определяют качество тембра скрипки. Как сказал известный скрипач и участник исследования Ара Грегориан, разница между звучанием старых и современных скрипок «очень реальна». Беда лишь в том, что инструментов уровня скрипок Страдивари в настоящее время попросту не делают, поскольку секрет их утрачен.

Тем не менее, играть на типовой «пиле» из музыкального магазина не хочет никто. Многие студенты консерваторий готовы на огромные финансовые траты ради того, чтобы купить себе «настоящую» скрипку.

Скрипичный мастер из Нью-Джерси Карлин Ханчинс уверена, что молодые музыканты «не должны гробить свое будущее, пытаясь приобрести скрипку Страдивари или какой-то другой хорошо звучащий инструмент».

Но при этом за 50 лет работы ей не удалось разгадать тайну скрипок итальянских мастеров. Однако, она все еще надеется, что «мы сможем найти, почему великие скрипки звучат так хорошо, изучить их «принцип действия» и использовать полученные знания для создания принципиально новых инструментов».

За время, отделяющее нас от великих итальянских мастеров, появилось множество теорий, по-разному объясняющих качество их скрипок. Одни утверждали, что великие мастера располагали «секретной формулой» лака, другие – что красота тембра объясняется плотностью дерева или особой химической обработкой материала.

Но создать технологию производства прекрасно звучащих скрипок эти теории никак не помогли. Хотя бы потому, что до сих пор еще никто не выяснил, какие же акустические свойства отличают лучшие скрипки мира от дешевых, сделанных на фабрике инструментов.

К разгадке тайны недавно приблизился Джордж Биссингер из Гринвильского университета, Северная Каролина. С помощью приборов он оценил различные частотные составляющие тембра скрипок, оцененных профессиональными музыкантами, как «плохие», «хорошие» и «отличные».

В качестве «отличных» фигурировали легендарные инструменты «Титан» и «Уильмот» Страдивари и «Плауден» Гварнери дель Джезу, относящиеся к 1715, 1734 и 1735 году.

Скрипки «Вильмот» и «Плауден» для исследования предоставил их владелец Марк Пташне, молекулярный биолог из Института Слоан-Кеттеринг в Нью-Йорке, и «по совместительству» скрипач. Он сообщил, что по мнению известных скрипачей, которым посчастливилось играть на «Плаудене», это - «величайшая скрипка, с которой они только имели дело».

До Биссингера было даже неизвестно, имеют ли скрипки Страдивари и Гварнери какие-то измеримые акустические отличия от всех прочих инструментов. Он убедился в этом, сделав квалифицированный анализ всех акустических характеристик этих инструментов и сравнив их со свойствами фабричных инструментов для начинающих, а также скрипками «среднего» и «неплохого» качества.

10-летняя работа позволила сделать вывод, что скрипки мастеров XVIII века характеризует более яркое и выраженное звучание нот нижней октавы. В то же время, «плохие», по мнению музыкантов, скрипки отличают очень тихие низкие звуки.

К тому же, Биссингер обратил особое внимание на ключевые вибрационные резонансы всех инструментов и направленность звука. Большинство этих свойств у «плохих» и «хороших» инструментов мало различались.

Однако, две скрипки Страдивари показали относительно более высокие и более низкие уровни направленности звука. Возможно, это случайность, которая не имеет отношение к качеству тембра.

Так что, главное открытие Биссингера состоит в том, что у скрипок итальянских мастеров более ярко звучит нижняя октава. «Это может частично объяснить богатство и красоту тембра, который скрипачи, по их утверждению, легко определяют», - говорит ученый.

Для того, чтобы окончательно убедиться в том, что красота звука скрипки зависит именно от нижних нот, нужно будет создать инструмент с такими акустическими свойствами. Биссингер предполагает, что даже из «плохих» типовых инструментов могут сделать «хорошие» за счет большего внимания к особенностям конструкции и сборки.

«Плохая» скрипка содержит в себе некую суть хорошего скрипичного звука, - говорит он. – Иногда его можно получить, лишь изменив натяжение струн».

Биссингер предполагает, что Страдивари и Гварнери использовали все свои знания и опыт для «достижения определенного звука». Если современные производители скрипок добьются такого же звука с помощью ученых, в распоряжении наших музыкантов будет гораздо больше исключительных по качеству скрипок, чем есть сейчас.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *