Автор Правда.Ру

«Русский букер» определил финалистов - 3 октября 2002 г.

Жюри литературной премии "Русский Букер" объявило короткий список финалистов конкурса.

 

 В финал вышли Дмитрий Бортников ("Синдром Фрица"), Сергей Гандлевский ("Нрзб"), Александр Мелихов ("Любовь к отеческим гробам"), Вадим Месяц ("Лечение электричеством. Роман из 84 фрагментов Востока и 74 фрагментов Запада"), Олег Павлов ("Карагандинские девятины, или Повесть последних дней") и Владимир Сорокин ("Лед"). Лауреат премии "Букер - Открытая Россия" будет объявлен 5 декабря 2002 года.

 

 Выбор ненышнего «Букера» качнулся в сторону декандентско-маргинальной литературы. Каждый из выбранных романов подходит к категории «пост-чернуха», анти-утопия и конечно апофеозом является Владимир Сорокин, о котором не слышал нынче не то что ленивый, а разве только слепой и глухой.

 

 Короткие предложения, тире-пунктиры, череда картин прошлого – «Синдром Фрица» Дмитрия Бортникова - фильм с досконально продуманной раскадровкой, с крупными планами, растянувшимися на "бесконечные секунды", с тщательно выстроенными мизансценами. "Смерть прабабушки, любовь к мужскому телу, мои игры с серебром, мое одиночество и страх остаться непонятым, мое внимание к боли, к красоте всего разрушенного, моя одержимость Шутом, мой ужас перед проклятиями и страх быть в конце концов отвергнутым людьми. В такие моменты раскрывалась моя настоящая природа. С каждым таким моментом, с каждым днем, с каждым годом я чувствовал, что я на правильном пути. Но я боялся остаться непонятым. Если бы кто-то мне помог."

 Кому-то эта книга по настроению напомнит фильмы Джармуша, но, если искать аналоги в мире кино, то характеры в "Синдроме Фрица" скорее альмадоваровские: "В нас не было трагедии. Не было. Даже в смертях наших не было смерти. Даже в самоубийствах наших не было смерти".

 Сергей Гандлевский вынес в заголовок романа четыре буквы в угловых скобках – «НРЗБ». Всякий, кому доводилось заглядывать в раздел "Другие редакции, варианты, черновики" научных изданий, эту аббревиатуру знает: «НРЗБ»- "не разобрано"; «НРЗБ»- убогий эквивалент фрагмента рукописи, что не поддался исследователю и потому остался тайной. Как писал кто-то из классиков отечественной филологии: «НРЗБ»- позор текстолога.

 

 Позор - лейтмотив истории, завязавшейся в семидесятые годы, а развязавшейся - ныне, когда главный герой - поэт и филолог Лев Криворотов - "вдруг" очутился на пороге пятидесятилетия. "Вдруг" - потому-что жизни, в сущности, не было. Была счастливая молодость, когда восторг поэзии и любви мешался с соответствующими соблазнами. Было тихое предательство. (А может, и не предательство вовсе - так, "стечение обстоятельств"?) В результате Лева остался без учителя (покончил с собой великий поэт Чиграшов- сразу после того, как изложил ему ученик содержание "беседы", проведенной с ним компетентным сотрудником компетентных органов), без удачливого друга-соперника Никиты, без возлюбленной - странной девушки Ани, что перед свиданием с героем решила зайти к Чеграшову и обнаружила его труп (а потом, вроде бы спасаясь от всяких бед, вышла замуж за Левиного друга-врага). Ну а другая, некогда вожделенная и ставшая постылой Арина, что ввела Леву (и не его первого) во "взрослую жизнь", сделав его мужчиной и признав поэтом, еще до рокового дня была выслана за границу. Успев, впрочем, подарить герою пистолет (из которого, а частью из-за которого застрелился великий поэт), переправить на Запад экземпляр поэтической антологии (чье издание стимулировало активность гебухи, хотя, судя по всему, этой же конторой и было стимулировано) и вывезти в чреве "плод любви" (может, Левиной, чего он тогда опасался и чем сейчас тихо гордится, а может - Чиграшова, на что в беседе с героем намекал демон-чекист).

 Это- было. А дальше ничего не было.

 

 Это же самое ничего профессионально раскрывается как художественный образ и у Александра Мелихова: «Квартиру в самом центре центра я получил в качестве выдающегося деятеля науки и техники — в своем воззвании к властям Угаров не скупился на эпитеты. Но в пыльной духовке двора только что лопухи не растут, и все невозвратней растворяется в ржавчине “Запорожец” с проломленной крышей — жертва весенней чистки в верхах (такая же глыбища льда взорвалась у моего заднего каблука, когда я — была не была! — проскакивал ледосброс с Двенадцати коллегий, — обдало ледяными брызгами и восторгом). В подъезде теплая прель, разогретый аммиак, фурункулезные стены... Но ущербные ступеньки довольно чистые: новая дворничиха — из бывших. Из образованных. “Юля”, — откликается во мне, однако я все равно раскланивался бы с этой увядшей девочкой в бантиках с особенной предупредительностью. На промежуточной площадке бурый наплыв успевшего подернуться корочкой дерьма и одноразовый шприц с нитями крови (разорванная упаковка валяется здесь же). Высшие ценности современной мастурбационной культуры — М-культуры, желающей обслуживать только себя: постижение мира она заменила самовыражением, а деяние — переживанием, которое теперь исхитрились сосать прямо из шприца. Юля, должно быть, тоже прибирает подобные прелести.»

 

 Недалеко от трагического «ничего» ушли и «Карагандинские девятины…» Олега Павлова. То есть, жизнь в литературном произведении течет, но такая, что лучше бы – ничего, нирвана, пустота, все кроме больного и кровавого абсурда действительности.

 

  «Действие трилогии разворачивается на азиатских задворках советской империи в трагическое и абсурдное время её распада. Гарнизонное житие заурядного капитана в "Казенной сказке", один день лагерного охраннника в романе "Дело Матюшина", мытарства армейской похоронной команды с грузом "200" в повести "Карагандинские девятины" - это подлинные судьбы людей на фоне жестокой, почти фантастической истории страны и народы.»

 

 "Лечение электричеством" Вадима Месяца не разрушает стройной гармонии единства избранников русского букера. ""Лечение электричеством " живет абсурдом реального разговорного шума. Действие происходит в разных концах США во времена становления "нового миропорядка" - от начала Балканской войны до сентябрьских ударов по Нью-Йорку (люди празднуют какой-то бесконечный Новый год). Любовная история бывшей фотомодели и стареющего модного фотографа вовлекает в себя судьбы "бандитского" поколения русской эмиграции, растворяется в нем на просторах Дикого Запада и почти библейских воспоминаниях о Сибири начала века.

 

 Герои Месяца могут спьяну уехать в Мексику, поджечь гостиницу, швырнуть горсть железнодорожных гаек в стекла догоняющих их автомобилей... Они веселят, раздражают, держат читателя в постоянном напряжении... "Керосиновая" легкость бытия, щемящие ветра сгинувшей молодости..."(Вячеслав Курицын)

 

 Впрочем, «Букер» всегда достаточно точно отражал общую картину русского литературного процесса, и «неча на зеркало пенять…»

 Премия "Букер", учрежденная британской компанией Booker, является одной из самых престижных в мире литературных наград. Она присуждается за лучший роман года, созданный в странах бывшего Британского содружества, в Ирландской Республике, Пакистане и ЮАР. Лауреатами премии в разное время становились Айрис Мердок, Уильям Голдинг, Салман Рушди, Кингсли Эмис, Иэн Макьюэн, Питер Кэри.

 

 В 1991 году по инициативе создателей британской премии был учрежден "Русский Букер", первая негосударственная литературная премия в современной России. Награда вручается за лучший роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Лауреат премии получает 12,5 тыс. долларов, остальные финалисты - по 1 тыс. долларов.

 

 В этом году для участия в конкурсе на получение премии "Букер - Открытая Россия" допущено 32 литературных произведения. В конкурсе участвовали 15 российских и зарубежных номинантов и 19 издательств.

 В состав жюри литературной премии "Букер - Открытая Россия" 2002 года входят прозаик Владимир Маканин (председатель), критик и поэт Татьяна Бек, писатель Андрей Волос, бард и мемуарист Александр Городницкий, критик, бывший главный редактор журнала "Урал" Валентин Лукьянин. Спонсором премии с 2002 года выступает региональная общественная организация "Открытая Россия".

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'Росбалт'

  'Сайт А.Немзера'

  'Независимая газета'

  'Сайт Олега Павлова'

  УТРО:

  ПОРНОГРАФИЯ VS МАКУЛАТУРА

 "Комсомольская правда":

  'За «порнографию» Сорокин получит двенадцать с половиной тысяч долларов?'

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Почему власть прекращает финансирование ГЛОНАСС
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Американские СМИ рассказали, почему Россия может не бояться США
Губернатор Севастополя возомнил себя барином?
ВКС России снова "побрили" флот коалиции у Сирии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу