«Ревизор» спустя 166 лет на той же сцене - смеемся все над тем же - 1 октября 2002 г.

19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге прошла премьера «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя.

 

 Спустя неделю он напишет в Москву, знаменитому актеру Щепкину, непререкаемому авторитету в области театра того времени: «"Все против меня. Чиновники пожилые почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят - и ходят на пьесу".»

 

 Сегодня – когда «Ревизор» стал хрестоматийным, против Гоголя – уже никого. Но – по-прежнему ходят на пьесу и снова скоро опять пойдут – на ту же сцену. На того же «Ревизора».

 

 Премьера комедии Н.Гоголя "Ревизор" состоится в Александринском театре 5 октября 2002 года. Этой постановкой театр открывает художественно-исследовательскую программу "Новая жизнь традиции". Программа посвящена 250-летию старейшей государственной сцены России и осуществляется совместно с Центром им. В.Мейерхольда при поддержке Министерства культуры. "Ревизора" поставил художественный руководитель проекта, режиссер Валерий Фокин на основе сценической версии В.Мейерхольда и М.Коренева.

 

 В рамках программы "Новая жизнь традиции" крупнейшие российские и зарубежные режиссеры поставят серию спектаклей по произведениям русской драматургической классики, премьеры которых состоялись некогда в Александринке. Заместитель художественного руководителя Центра им. В.Мейерхольда Валерий Семеновский определил проект как "двуединство архаического и новаторского в искусстве".

 

 Валерий Фокин отметил, что "сейчас труппа находится в напряженной, тяжелой стадии "рождения" спектакля, работы много, очень трудно уложиться в сроки (только 2 месяца, а это мало для такого материала)". Однако, по его словам "все работают очень честно, с удовольствием". В.Фокин также заметил: "У меня очень хорошее впечатление от постановочной бригады. Кроме того, зал уникальный, в нем мы продолжаем сочинять спектакль, учитываем его пространство, особенности сцены. Должен сказать, что независимо от современной политической погоды, "Ревизор" и сейчас показывает особенности нашего менталитета".

 

 Беда только в том, что история русского театра знает столько незабываемых актерских, а позднее – и режиссерских имен, которые стяжали бессмертные лавры именно в этой роли. Потому что только свежей талантливой постановкой или блестящей актерской игрой можно оживить пьесу, нещадно тасканную по сотням провинциальных и столичных сцен полтора века. А делать «новаторскую реконструкцию» Мейерхольда – занятие весьма неблагодарное, потому что безнадежное.

 

 Любой уважающий себя театрал – помнит или читал в зависимости от возраста шедевры Михаила Чехова, Всеволода Мейерхольда, Марии Бабановой, Зинаиды Райх, Евгения Миронова…

 

 Что может предложить сегодня «постановочная бригада» Александринки? Труппа театра сегодня не отличается звездным составом и свежими именами, от которых можно ждать прорывов и открытий. Крепкий актерский костяк, отличный актерский буфет, прославленная сцена, которая помнит шаги и голос великих – вот, собственно, весь «актив» Александринки сегодня. Стоило ли браться за «Ревизора», чтобы продемонстрировать путь театра и признать, что театр за полтора века почти что ушел в никуда.

 

 Учитывая профессиональную хватку режиссера Валерия Фокина, можно надеяться на приятные неожиданности. Но в последнее время Фокин работал над пластичным друматургическим материалом, современным, или адаптированным для современности, архаика гоголевской драматургии вполне может связать ему руки.

 

 «Арто и его двойник», «Еще Ван Гог», «Карамазовы и ад», «Старосветская любовь» - спектакли, которые вряд ли могли послужить хорошей разминкой для режиссерского тонуса перед постановкой «Ревизора» за два месяца.

 

 К тому же Фокин привык работать со звездами, а это совсем другой уровень взаимоотношений актера и режиссера.

 

 В общем, премьера – через несколько дней, но фурора не будет. Хорошо бы обошлось без провала и тихого невнимания публики.

 

 На фото: Театральные реликвии первой постановки "Ревизора", хранящиеся в Эмитаже.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить