Обманули надежды

Итак, XXIV Московский международный кинофестиваль завершился, но с весьма странными результатами, вызвавшими неудовольствие критики, не занятой в жюри, но отсмотревшей всю конкурсную программу. Судите сами.

 

 В номинации «лучшая мужская роль» «Святого Георгия» отхватил финский актер Вилле Хаапсало за фильм «Кукушка» Александра Рогожкина, который тоже был удостоен статуэтки как лучший режиссер. И это единственное, с чем согласилась общественность. Думали, что и «лучшая женская роль» достанется Анни-Кристине Юссо, сыгравшей саамскую женщину в «Кукушке». Но не тут то было! Жюри решило присудить приз японской актрисе Микако Итикава за героиню в фильме «Синева».

 

 И зрители, и пресса отметили как лучший фильм «Кукушку». Но свой Спецприз жюри отдало иранскому режиссеру Вахиду Мусаяну и его «Зову земли», а Гран-при и Золотого «Святого Георгия» заодно – «Воскресению» братьев Тавиани.

 

 Досадно не то, что всех «слонов» распределять по номинациям в рамках одной картины в соответствии с кинополитикой не годится, а то, что итальянская экранизация русской классики, пусть и выдающихся режиссеров, ничем принципиально оригинальным, глубоко философским не отличается от прочих конкурсных работ. Фильм скорее напоминает иллюстрацию к книге, кадр за кадром рассказывающий о судьбе Катюши Масловой.

 

 Критика и публика также отметила датскую ленту «Все кувырком». Жюри тоже уделило ей долю внимания и присудило приз за лучшее стилевое решение картины (декорации, костюмы, грим). И действительно, простой, легкомысленный, смешной, динамичный, фильм и не мог претендовать на высокие рейтинги у серьезных судей, ведь тема гомосексуализма, страдания сексуальных меньшинств не воспринимаются в нашей стране как серьезная проблема. А «Синева», которая в аннотациях была проанонсирована как притча о лесбийской любви, оказалась историей об искренних простых человеческих чувствах, о цене дружбы.

 

 Уже ставший пару лет назад обладателем «Святого Георгия» Кшиштоф Занусси за ленту «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» оказался вне особого внимания Большого жюри. Но удостоился специального упоминания международного жюри ФИПРЕССИ за представленную картину "Дополнение", ставшую не продолжением, но именно дополнением «Жизни...». Знакомые герои: умирающий доктор, студент-медик и его девушка. Но теперь те же события показаны не глазами доктора, а юноши, который ищет себя, свое место под солнцем, испытывает на прочность свои чувства к любимым людям. Тонкий, умный фильм рядом с «Домом на Турецкой улице» Боба Рейфелсона, или «Одиночеством крови» Романа Прыгунова, или «Проклятыми» Дана Сватека, к сожалению, выпадал из современного контекста.

 

 Метания молодой личности, которая доходит до саморазрушения и прибегает к наркотикам, познавая истину, воспринимались неуклюжими попытками старших проникнуть в мир взрослеющего, набирающегося опыта и постигающего жизнь поколения. Тем не менее, фильм, как и большинство других, вошедших в конкурсную программу, безусловно, будет пользоваться успехом у интеллектуалов.

 

 Что же касается массива картин из программ «8 ½», «АиФория», «Экзотика», «Большие надежды», «Национальные хиты», среди которых психологические драмы, остроумные детективы и искрометные комедии, то, как ни странно, в прокате и на видео зрители увидят максимум из того, что последние 10 дней могли оценить лишь избранные.

 

 Наталия Бойко

 "ПРАВДА.Ру"

'На московском кинофестивале победил фильм по Толстому'

 '«Воскресение» Московского фестиваля не задалось...'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить