Как умирали пароходы

Как правило, о людях, именуемых ранее врагами народа, а ныне — жертвами репрессий, вспоминают по случаю. А ведь их трагические судьбы далеко не случайное дело. Огромное участие в подготовке этого материала принимал капитан дальнего плавания Валерий Иванович Морозов, незадолго до смерти предоставивший документы из своего личного архива. Этот человек глубоко, как личную боль, воспринимал трагедию людей, судьбы которых были связаны с гибелью пароходов. Он надеялся, что когда-нибудь правду узнают все.

Цвет взрыва

Семью Валерия Ивановича Морозова репрессии и гонения обошли стороной. И казалось — что могло будоражить душу этого человека, если жизнь складывалась нормально: после школы — мореходка, ДВВИМУ, работа в Сахалинском морском пароходстве. Более 30 лет отдано морю. Куда только ни забрасывали пути капитана Морозова. Незабываемы встречи с интересными людьми — обладателями и счастливых, и полных трагизма судеб. Последних, к сожалению, было больше...

В Магадане познакомился с известным певцом Вадимом Козиным. Ходил на судне "Николай Бошняк" с механиком Соколовым, единственным оставшимся в живых членом команды пострадавшего от взрыва парохода "Дальстрой". На теплоходе "Горнозаводск" из всей команды только он, тогда еще матрос Морозов, да молодой 3-й помощник в прошлом не сидели. Все остальные в свое время были осуждены. Возил на судах заключенных, общался с ними, слушал и запоминал их рассказы.

Обладая от природы даром художника, не раз он брался нарисовать взрыв и погибающее судно. Препятствием становился жизненно важный вопрос: а какого цвета должен быть этот взрыв? Цвета мертвенно-бледного умирающего неба? Цвета человеческого горя? Как перенести на холст картину, составленную по крупицам воспоминаний? Впрочем, одно такое полотно капитан Морозов все-таки написал. На нем пароход "Дальстрой". Никогда он не видел его воочию, представил по описаниям моряков, документам, репродукциям. Но получилось так, что картина подарила пароходу вторую жизнь.

Как это было

Летом 1947 г. в бухте Находка у причала взорвался пароход "Дальстрой". Произошло это в ясный теплый день. Взрыв был настолько сильным, что один из главных паровых котлов весом 15 тонн забросило на сопку высотой более 200 м, на расстояние около километра от судна. По свидетельству очевидцев, люди, кто стоял на причале около борта судна, не получили никаких травм, а те, кто был в 200-300 метрах у проходной порта, имели ранения. Больше всех пострадали экипаж и люди, находившиеся на судне. При этом погиб капитан В. Банкович.

Рассказывали, что в это же время был загружен взрывчаткой пароход "Орел" под командованием капитана М. Бабиевского. Судно уже отправилось в рейс, зашло за мыс Астафьева, и на нем услышали взрыв "Дальстроя". Бабиевский решил не рисковать, вернулся в порт и потребовал выгрузки 300 тонн взрывчатки. После вывоза ее за пределы порта она самовозгорелась. Настойчивость капитана предотвратила крупную катастрофу.

Трагедия в бухте Нагаево

19 декабря 1947 г., в день 30-летия ВЧК-ОГПУ-НКВД, произошли мощные взрывы на пароходах "Генерал Ватутин" и "Выборг". В этот день во Владивостоке в драмтеатре шло собрание городского и областного актива, посвященное юбилею. Во время собрания начальнику Дальневосточного пароходства Г. Мезенцеву вручили срочную радиограмму о несчастье, происшедшем близ Магадана.

Взрывы прогремели на пароходах "Генерал Ватутин" и "Выборг", переданном нам с "кладбища судов" в США для перевозки грузов по ленд-лизу в 1942 г. На месте трагедии было установлено, что "после прокладки ледоколом "Северный ветер" под командованием М. Маркова канала во льду "Генерал Ватутин", груженный взрывчаткой в п. Ванино, и "Выборг", перевозивший заряды, взрыватели и бикфордов шнур, начали движение по проделанному каналу. До причала оставалось 7-10 кабельтовых, когда из второго трюма парохода "Генерал Ватутин" вылетели люковые закрытия, в небо на 200 с лишним метров взметнулось светло-голубое пламя, а на берегу был услышан хлопок. На всех судах в порту объявили пожарную тревогу. Вскоре раздался второй взрыв.

Все вокруг потемнело, исчезла видимость, лед в бухте был взломан, а взрывная волна вызвала резкий подъем воды, выбросила массу крупных льдин на причалы порта. При обратном движении этой массы в бухту лед повредил часть прибрежных сооружений, поранил и смыл много людей с причалов. Значительное количество членов экипажей близстоящих судов: "Советская нефть" (капитан Д. Осташевский), "Старый большевик" (капитан Д. Рябоконь), "Минск", "Красногвардеец" и др., а также находившиеся в порту люди получили ранения, переломы, контузии.

Когда мгла стала рассеиваться, парохода "Генерал Ватутин" не было видно, он уже затонул, а "Выборг" уходил под воду с задранной вверх кормой. Причиной его гибели послужил взрыв от детонации запалов и взрывателей. Было видно, как метались на льдинах члены экипажей погибших судов. Оказать им помощь было невозможно. Льды из бухты выносило вместе с людьми. Часть экипажа с "Выборга" спаслась: моряки спустились по шторм-трапу на лед и пошли в сторону мастерских. Тех, кто отходил от судна в другие стороны, вынесло на льдинах в Охотское море. Через некоторое время с самолетов видели на плавающих льдинах замерзшие трупыЕ Кстати, несколько лет спустя после трагедии за одной из сопок нашли якорь с парохода "Генерал Ватутин". Он был заброшен туда взрывной волной.

Число погибших — не менее 90-100 человек. Многие получили серьезные травмы. Вот только 2 примера. Капитан Рябоконь из-за множественных переломов не смог продолжать командовать теплоходом и был отправлен во Владивосток на серьезное лечение. Буфетчица Мухитдинова, 18 лет, умерла в больнице через 27 дней после взрыва. Рассказывали, что, когда кто-то из посетителей спрашивал ее о самочувствии, из глаз девушки текли слезы. Она слышала разговоры, но не могла ни говорить, ни двигаться.

Впрочем, и те, кто способен был говорить, впоследствии предпочитали об этой трагедии не упоминать. Специально созданная комиссия расследования причин гибели пароходов всю вину пыталась взвалить на моряков.

Евгения — жена министра

Взорвавшиеся суда словно потянули за собой в пучину не только моряков. В семье тогдашнего министра морфлота, Героя Советского Союза, академика, директора Океанографического института АН СССР Петра Петровича Ширшова разыгралась трагедия. Была арестована его жена — Евгения Гаркуша, актриса театра и кино. Сохранились воспоминания очевидца о встрече с ней и ее родственниками:

- В Хабаровске уже после посадки пассажиров в самолет вдруг в сопровождении офицера и сержанта привели молодую женщину. Мы вылетели в Магадан, но так вышло, что вскоре была совершена вынужденная посадка в Охотске. Здесь и заночевали. Гостиницей служил деревянный барак. Было холодно — минус 40. Сами напилили дров, растопили печь. В одной из комнат барака был устроен салон для летчиков. Здесь и встретились с тремя женщинами: пожилой, молоденькой — лет 17, и той, что сажали в самолет последней. Познакомились. Оказалось, что женщина, следующая под охраной, — жена министра Ширшова, а с ней мать и сестра. За чаем выяснилось, что Евгения осуждена якобы за спекуляцию и знакомство с иностранцами. Но очевидно, что причины были другие.

Годовалой дочурке Евгении Марине больше не суждено было увидеть мать. Надежды молодой женщины определиться в Магадане в труппу театра не оправдались. Она была направлена в лагерь за 300 км от Магадана. Непривычно тяжелая обстановка, грубое отношение со стороны администрации лагеря, условия работы сломали ее. Она не смогла выдержать и через 3 месяца покончила с собой. А в конце марта 1948 г. Ширшова сняли с должности министра. Он глубоко переживал потерю жены. Из-за стрессов здоровье его оказалось сильно подорвано. В 1953 г. 17 февраля он умер. Так закончилась еще одна трагедия, но уже человеческая.

Татьяна Седых (Материал подготовлен по воспоминаниям очевидцев и историческим справкам)

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить