Астрахань: еще раз о цене за жилье

Вопрос установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) является одним из самых острых в стране.
Как известно, федеральный центр исповедует политику постепенного перехода к 100-процентной оплате населением всех видов этих услуг и ежегодно устанавливает свои стандарты.
Но реальное положение дел в отрасли свидетельствует о преждевременности данной меры, поскольку доходы основной массы людей не опережают роста тарифов. В итоге получается разрыв между фактическими затратами предприятий на производство услуг и их оплатой населением.
Городская власть обязана строго соблюдать бюджетную дисциплину и выполнять федеральные стандарты. В противном случае, субсидии на оплату ЖКУ из центра в местную казну не поступят.
В Астрахани более 67% всего жилищного фонда обслуживается бюджетными некоммерческими организациями — ЖЭКами.
В соответствии с федеральным стандартом уровень оплаты жилищных услуг населением в 2002 году установили в размере 90% от экономически обоснованного тарифа (ЭОТ), т.е. 2,11 руб. за 1 м2. Значит, соответственно по 1,9 руб. за 1 м2.
Однако затраты жилищных организаций в полном объеме не покрываются. В связи с наличием большого количества льготников населению в среднем была начислена плата за жилуслуги в размере 1,21 руб. за 1 м2общей площади, что равняется 58% от ЭОТ. Кстати, практически все льготы по оплате "коммуналки" устанавливаются федеральным законодательством, но не имеют достаточного финансового обеспечения, то есть компенсация за введенные льготы из федерального бюджета не поступает. На 1 октября текущего года задолженность госбюджета по компенсации за льготников перед муниципальным по оплате жилищных услуг составила 38,6 млн.руб.
А регулярно ли астраханцы оплачивают услуги? К сожалению, нет. Фактически в 2002 году вышел 1 руб. за 1 м2 жилья, а это менее половины от ЭОТ. Долги населения на 1 октября достигли уже 22,9 млн. руб.
Расходы жилищных организаций на содержание жилфонда за 9 месяцев т.г. составили 2,76 руб. на 1 м2. Получается, что вместо 90% фактически население оплачивает 35%, что не обеспечивает выполнения даже минимально необходимого количества работ.
Недостаток средств жилорганизаций по-прежнему восполняется из горбюджета. В 2002-м на содержание жилья ушло 66,2 млн. руб. — 45,5% всех затрат ЖЭКов.
Но даже с учетом финансирования жилищных организаций из муниципальной казны средств для проведения должного объема работ в жилфонде катастрофически не хватает. Из-за многолетнего недофинансирования отрасли в жилищном хозяйстве накопилось много проблем. Вспомним, ведь еще в начале 2001 года квартплата составляла 0,31 руб. за 1 м2, и в среднем семье с квартирой общей площадью 54 м2 услуги обходились всего в 16,4 руб. в месяц. Что можно было сделать на эти деньги?! В результате на сегодняшний день большая часть жилфонда требует ремонта подъездов, конструктивных элементов, инженерных коммуникаций, для чего требуются значительные затраты.
Кроме того, следует отметить, что при расчете ЭОТ на жилищные услуги в размере 2,11 руб. на 1 м2, утвержденного в мае 2001 г., работникам жилищного хозяйства предусматривалась средняя зарплата в 517 руб. в месяц. Именно в столь низком жалованье кроются многие проблемы отрасли, такие, как текучесть кадров, невысокая квалификация сотрудников ЖЭКов, низкое качество обслуживания.
В результате в адрес работников ЖЭКов часто звучит справедливая критика. Но несмотря на многочисленные жалобы населения по поводу неудовлетворительной работы данных организаций никто не изъявляет желания отказаться от их услуг и организовать товарищество собственников жилья, чтобы самостоятельно выбирать любую контору для обслуживания дома. Выходит, пока еще ЖЭКи востребованы.
Мы все понимаем: снижения тарифов ждать не приходится — дорожают электроэнергия, материалы, ГСМ, услуги сторонних организаций. Необходимо повышать зарплату и работникам ЖЭКов. С января 2001-го по сентябрь 2002-го индекс роста потребительских цен составил 141,5%. А это значит, что изначально заниженный тариф обесценился еще почти в полтора раза.
Предварительные расчеты показали: при условии включения в тариф на жилищные услуги достойного заработка, минимально необходимых расходов на материалы, покрытия услуг сторонних организаций полный ЭОТ превысит 3 руб. за 1 м2. Уровень оплаты населением в соответствии с законодательством будет определяться горсоветом.
Расходование значительных средств требует строгого контроля за их целевым использованием. Жителям как непосредственным потребителям жилищных услуг необходимо объединяться, создавать домовые комитеты, избирать ответственных за состояние подъездов, участвовать в составлении планов проведения ремонтов, спрашивать с работников ЖЭКов отчетов о тратах средств от квартплаты.
Мэрия обязала все жилищные организации вывесить графики ремонтов, перечни работ, входящих в тариф на жилуслуги, определить стоимость ремонтно-строительных мероприятий, не включенных в данный тариф, и другие информационные материалы о деятельности ЖЭКов, а также организовать прием и регулярно отчитываться перед жителями о расходовании средств.
Только совместные усилия жителей, работников ЖЭКов и органов местного самоуправления позволят перейти от бумажной реформы ЖКХ к эффективным методам управления жилищным хозяйством.

Елена МОРОЗОВА,
корреспондент "Горожанина".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру