Владимир Путин - виагра для пожилой государственности

Михаил Делягин: Владимир Путин - виагра для пожилой государственности

Люди в ближайшем окружении Путина формулируют стратегическую цель президента России так: "Управляемая демократия и рыночная экономика".

При этом упор делается на "управляемую демократию" - сохранение формально демократических институтов, которые полностью контролируются и манипулируются государством. Считается, что формирование жесткой системы государственной власти, замкнутой исключительно на президента, позволит держать под полным контролем как общественное мнение (через формирующие его СМИ - в частности, очередной "наезд" на НТВ ожидается в ближайшие 10 дней), так и экономику (через прямое давление на важнейших субъектов экономики).

Поставлена задача сформировать такую систему и установить этот контроль до середины октября 2000 года. Она должна опираться на массовую партию, пронизывающую общество и формирующую его элиту по образцу КПСС (сейчас в "Единстве" 130 тыс, членов, ближайшим окружением Путина поставлена задача к концу года увеличить ее численность еще на 1 млн.чел, - до 1,13 млн.).

При наличии такой жесткой и всеобъемлющей системы государственной власти все три части окружения Путина ("чубайсовцьг, "волошинцы" и "питерцы") полагают необходимым полностью устранить государство от регулирования в экономике.

Считается, что, предоставленная самой себе, экономика сама решит все свои проблемы. Эта калька с режима Пиночета, ориентированная на сочетание суперлиберальной экономической политики и жесткого политического режима - признак простой неграмотности, так как не учитывает особенностей как Чили (финансовая поддержка США), так и России (неспособность энергетики, газовой и нефтя-ной промышленности сохраниться в условиях нарастающего инвестиционного кризиса без поддержки государства).

Однако, так как практически вся администрация президента действует в режиме "исполнения указаний" без какого-либо их осмысления, описанная самоубийственная для России политика может проводиться в течение долгого времени (до полного исчерпания политического ресурса Путина) с величайшей жесткостью, последовательностью и агрессивностью.

В последнюю декаду июня, по словам членов ближайшего окружения Путина, "следует вспомнить опыт кампании по борьбе с "врачами-вредителями" и добиться послушания общества кампанией по борьбе с "губернаторами-вредителями". Они позволят "пропихнуть" через Госдуму и Совет Федерации проект путинских законов с минимальными поправками.

При принятии закона о бюджете на 2001 год предполагается наделить представителей президента в округах не только силовыми, но и экономическими функциями. Они должны получить право контролировать исполнение региональных бюджетов, осуществляя, "при необходимости", "внешнее управление "региональными финансами. То, что такой порядок противоречит не только духу, но и букве Конституции РФ, никого в администрации президента не волнует. Правительство пронизано внутренними распрями более интенсивно, чем обычно.

Это отражает противоречия групп Березовского и "ленинградцев", с одной стороны, и постоянные трения между "чубайсовскими" ленинградцами, и выходцами из КГБ, считающиеся наиболее близкими к Путину. Все это делает вероятным осенью 2000 г. новую реструктуризацию правительства и, соответственно, "передел портфелей", но уже скорее не главных (скандалы маловероятны, и никто не захочет признавать сделанные при назначениях ошибки), а менее значимых. Кудрин не хотел становиться вице-премьером, трезво оценивая свою неспособность к стратегической деятельности, но главное - стремясь сохранить контроль за Минфином. Он надеялся, что вице-премьером станет Греф, который будет заниматься масштабными проектами и оставит полную свободу рук Кудрину. В результате Кудрин физически не сможет сохранить контроль за Минфином.

С другой стороны, появление конкурирующей с программой Грефа программы Маслюкова позволило Касьянову не принять ее к исполнению, что низводило его на роль простого исполнителя чужих замыслов, а отдать на рассмотрение правительству. Фактически мера вполне бессмысленная, так как правительство же в центре Грефа ее и писало, однако она превратила Касьянова в окончательного автора и арбитра, в вершителя судеб экономики, сделала его из "технического" премьера - премьером внешне почти полноправным.

При формировании правительства было допущено крайне нерациональное распределение полномочий, в результате чего сокращение числа ведомств не повысило, а сократило его эффективность. Греф получил одновременно функции стратегического планирования и оперативного управления (экспортный контроль, торговля, проблемы Севера) и напоминает Курчатова, вынужденного одновременно разрабатывать атомную бомбу и работать регулировщиком уличного движения.

Объединение управления промышленностью и наукой является абсолютно искусственным (наука ближе к образованию, а отраслевая наука и так не контролировалась Миннауки; впрочем, состояние последнего было таково, что его можно было присоединять хоть к Минсельхозу). Управление бюджетом было разорвано между целым рядом ведомств (до 8), однако единство его исполнения обеспечивалось курированием всех этих ведомств одним вице-премьером. Сегодня управление бюджетом разорвано между 3 высшими чиновниками правительства: ГТК курирует Касьянов, Минфин и МНС - Кудрин, межбюджетные отношения - Христенко. МВФ и Мировой банк - две разные организации, однако они традиционно выступают на переговорах с Россией единой командой.

Правительство России - единая организация, однако переговоры с ним впервые были разорваны между двумя вице-премьерами: Кудрин занялся МВФ, Христенко - Мировым банком. Столь нерациональным распределением полномочий правительство обречено на постоянные внутренние институциональные конфликты и потому в принципе неработоспособно, что делает вероятным его существенное обновление и реструктуризацию (наиболее вероятны с конца октября).

Непосредственной причиной такого организационного хаоса представляется стремление окружения Путина сохранить определяющую роль президентских структур в системе государственного управления. Для этого правительство должно быть дезорганизовано и парализовано внутренними склоками, которые не сможет разрешать самостоятельно, постоянно привлекая в качестве арбитра президентские структуры. Волошин выступает еще и в роли опытного кладовщика, который, стремясь не допустить своего увольнения, запутывает учет на складе (в данном случае - работу правительства) так, чтобы без него разобраться в ней было нельзя. Однако организационный хаос в правительстве даже с учетом этих факторов смог возникнуть только из-за полного невнимания к этой важнейшей проблеме со стороны самого президента.

Причина состоит в том, что Путин, по-видимому, рассматривал формирование правительства как своего рода «операцию прикрытия» для проведения значительно более важного для него мероприятия - реформа административного устройства Федерации. Разделение страны на 7 федеральных округов и введение постов наместников, координирующих и контролирующих деятельность правоохранительных органов и спецслужб, привело к «перехвату контроля» за последними федеральным центром у региональных властей.

Лишение губернаторов контроля за правоохранительной сферой впервые за последние годы создало принципиальную возможность борьбы с преступностью (не говоря уже о коррупции) на важнейшем - региональном уровне. Соответственно, ослабление унии с бандитами даст возможность проводить более рациональную экономическую политику и многим губернаторам. Это создаст угрозу примерно через год, когда наместники сформируют устойчивые отношения с губернаторами и станут фактически руководителями федеральных округов (этот процесс многократно усилит наличие у наместников экономических функций).

Однако до того реформа административного устройства Федерации будет полностью полезным мероприятием.

В отличие от предшествующих преобразований, она проводилась без всякого оповещения и рекламной подготовки, скрытно, «одним ударом». Путин понимал масштаб потенциального сопротивления и сделало все для его минимизации. Соответственно, скрытность и внезапность были дополнены отвлечением усилий потенциальных противников «ложной целью», в роли которой выступило формирование правительства. Все лоббистские силы, все олигархи и региональные бароны были поглощены борьбой за кресла и полномочия, и Путин в полной мере использовал отвлечение их внимания. Однако цена, заплаченная за успех административной реформы - неработоспособность правительства, объективно ведущая к перегрузке президентских структур (в первую очередь Совбеза) - представляется чрезмерной.

Опубликованные в четверг 25 мая в газете "Известия" тезисы советника В.Путина по экономике А.Илларионова были существенно переработаны им, в том числе с учетом замечаний руководства газеты. В оригинале "программа Илларионова", полученной из Вашингтона, сводится к следующему (курсивом выделены места, исключенные из публикации "Известий"):

  • 1. Отменяются любые ограничения на проживание в регионах России (автор метил в московскую прописку, но "попал" и в "закрытые города").
  • 2. Отменяются государственные ценовой, валютный и экспортный контроль (автор явно не знает, что под последним понимается нераспространение технологий оружия массового уничтожения), контроль за качеством, за обращением ценных бумаг, ликвидируется государственный банковский надзор, отменяется разрешительный порядок регистрации предпринимательской деятельности.
  • 3. "Так называемые естественные монополии распускаются".
  • 4. Распределительная пенсионная система заменяется накопительной.
  • 5. Приватизация и продажа госимущества осуществляются только на открытых конкурсах, объявления о проведении которых публикуются "не позднее чем за б месяцев до их проведения в "Тhе Есопотist" и "Тhе Fiпапсiаl Тimes" ("Известия перед выделенными словами добавили "в российских СМИ").
  • 6. Финансирование органов охраны порядка полностью передается в региональные бюджеты, которые получают право самостоятельно определять их штатную численность.
  • 7. Трансферты ликвидируются. Региональные власти совместно создают фонд регионального развития, голоса в органе управления которым будут распределены между представителями регионов в зависимости от взносов последних в его уставный фонд.
  • 8. Расходы расширенного правительства (федеральный и региональный бюджеты, а также все федеральные и региональные внебюджетные фонды) сокращаются за 4 года до 20% ВВП (практически вдвое). Государственное потребление сокращается вдвое - до 8% ВВП.
  • 9. Расходы федерального бюджета (включи внебюджетные фонды} должны в 2 раза превышать расходы региональных бюджетов.
  • 10. Государственный долг, в том числе внешний, обслуживается без отсрочек и полностью (в частности, это означает добровольный отказ от реструктуризации внешнего долга; такие убеждения могут затруднить Илларионову переговоры с "большой семеркой", вмененные ему в обязанности).
  • 11. Бюджет делится на текущий и капитальный. Дефицит по текущим статьям запрещается законом.
  • 12. Стабильный обменный курс валюты устанавливается "раз и навсегда". Вводится "валютное управление" (сиггепсу Ьоага). Центробанк лишается права кредитовать государственный бюджет и перестает выступать кредитором по-следней инстанции в отношении коммерческих банков. Снимаются все ограни-чения на деятельность иностранных банков.
  • 13. Число налогов сокращается до 4-5. "Постепенно прекращается" налогообложение фонда оплаты труда. Таможенные пошлины отменяются.
  • 14. Количество федеральных министерств сокращается до 8: Минфин, Минюст, МВД, МИД, Минобороны. Минздрав, Министерство социальной защиты и труда, Министерствоэнергетики, транспорта и связи. Соответственно, сокращаются штаты госслужащих.
  • 15. Центр экономической власти и полномочий смещается в регионы. Регионы, вводящие максимальные налоговые льготы и наиболее дерегулирующие экономику, способствуют ускорению экономического роста всей страны.

Объективно данные тезисы являются выражением самого крайнего либерализма и способны привести к быстрой дезорганизации и распаду страны. Соавтором А.Илларионова при подготовке тезисов стал сотрудник российской дирекции в Мировом банке Б.Львин (также крайний либерал). Утешает одно: публикация программных тезисов официальным лицом - явный признак их невостребованности.

Тем не менее, тезисы достаточно ярко показывают степень адекватности советника Путина по экономике. В России поднимается инфляционная волна, вызванная фактической капитуляцией государства перед естественными монополиями.

Первый шаг был сделан 1 мая, когда были повышены тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, - на 35 и на газ - на 25%. Второй этап сделало МПС, повысившее с 1 августа тарифы за грузовые перевозки на 30% (учитывая, что грузовые перевозки дотируют пассажирские, это означает усиление перекрестного субсидирования, что противоречит курсу правительства). Транснефть передала в ФЭК просьбу о повышении платы за прокачку нефти, мотивируя это необходимостью компенсировать расходы на строительство нефтепровода в обход Чечни (около 50 млн.долл,), а также на строительство БТС. Решение будет принято ФЭК в июне.

При этом необходимость подготовки к зиме вынуждают РАО «ЕЭС России» начать подготовку ко второму витку повышения тарифов; если это произойдет, повысит свои тарифы и «Газпром» (чтобы изъять часть дополнительных доходов энергетиков). На это наложится шестикратное повышение акцизов на бензин, которое даже по оценке Грефа приведет к 25-30% росту цен на бензин.

Ограничение повышения акцизов высокооктановым бензином сократит фискальный эффект меры и потребует найти дополнительные источники увеличения доходов бюджета, которые также усилят инфляцию. В условиях полной пассивности государства (а оно будет занято международными переговорами), инфляционная волна проявится в конце осени и приобретет самоусиливающийся характер.

30 июня состоится Собрание акционеров ОАО «Газпром», вскоре после которого на Совете директоров будет предпринята новая попытка заменить Вяхирева (скорее всего, Волошиным). Подготовка к этой замене ведется активно. В частности, принято несколько судебных решений по изменению устава «Газпрома», включая статьи, защищающие Вяхирева от замены. Субъекты экономики не доверяют российскому государству и боятся его. Это выражается не столько в том, что фондовый рынок не реагировал на «хорошие новости» (сыграли роль внешние факторы), сколько в:

  • • росте популярности «серых» схем вывода капиталов из страны, отмеченной Минфином;
  • • взлетом популярности «конверсионных» бумаг Минфина: в мае инвесторы готовы платить 8,5-9% от их номинала, чтобы в ноябре конверсировать в валюту по текущему курсу (не хеджируя валютные риски!) и вывезти средства из страны;
  • • высокой доходности, по которой субъекты фондового рынка готовы покупать среднесрочные госбумаги (так, на госбумаги с погашением через 200 дней появляется заметный спрос при доходности не ниже 40% годовых при том, что четырехмесячные ГКО на 3 млрд.руб, Минфин планирует разместить 7 июня с доходностью 17-18% годовых).

В последние месяцы (примерно с января 2000 г.) под воздействием личности В.Путина разница в отношении аналитических структур республиканской и демократической партий США (и, соответственно, самих этих партий) к России практически исчезла.

Утрата США контроля за управляющими системами России - страны с ядерным арсеналом, а также уверенность в отсутствии у В.Путина государственного мышления и способности удержать страну от сползания к катастрофе, создающей в условии сохранения у России ядерных ракет угрозу интересам США, - все это привело к возникновению своего рода "водяного перемирия" между республиканцами и демократами, объединяющими усилия своих антикризисных команд (и, соответственно, свои собственные усилия) ради замены В.Путина.

Различие между республиканцами и демократами состоит в том, что первые заинтересованы в дезинтеграции России. Однако их равно пугает такая дезинтеграция ДО разрушения российского ядерного потенциала (то есть до 2005-07 годов), которую они считают непременным следствием всевластия Путина. Новый символ России (после слов sputnik и реrestroyka им все в большей степени становится крылатое выражение тосhit' v sortire) постепенно обращается против своего автора. Наиболее приемлемой заменой Путина уже не видится Примаков, но в целом США интересует не кандидатура, а механизм, так как они уверены в своей способности достаточно быстро - за год - произвести отбор и "раскрутку" соответствующего политического лидера.

В настоящее время они ориентированы на создания "мягкой" слабоструктурированной оппозиции по типу польской "Солидарности". В США доминируют крайне скептические настроения по отношению к Путину.

Олбрайт заявила, выступая в одном из американских университетов: «Путин декларирует приверженность к экономическим реформам". То же самое мы слышали и от прежнего президента. Это производит впечатление, что вы читаете старый роман в новой обложке». Вероятно, выражением этой позиции стала демонстративная защита Клинтоном знатного журналиста и диссидента Ф.Д.Бобкова от нападок ГБ, равно как и откровенно пренебрежительное выступление в Госдуме (он говорил о том, что интересно ему, а не аудитории, и не допустил никаких вопросов зала; фактически это было не выступление и не лекция, а заявление о намерениях сильнейшей стороны в переговорах, причем она не стеснялась показать, что мнение слабейшей стороны ее не интересует).

По информации из президентских структур, насторожившая многих невнятность сообщений о смерти Собчака и данных вскрытия (некоторые источники настойчиво отрицали сам факт его проведения) вызвана тем, что Собчак умер от употребления виагры (она иногда дает такой эффект для пожилых мужчин - сердце не выдерживает). В этом смысле слезы президента Путина на похоронах своего бывшего руководителя приобретают особое, раблезианское содержание.

Михаил ДЕЛЯГИН.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить