Лужков несменяем И, возможно, бессмертен

Сообщение о скорой отставке Лужкова, позже названное мэром Москвы бредом Березовского, говорит о серьезном кризисе "черного пиара" и связанной с ним деградацией российской журналистики.
Уже никто не дает себе труда что-либо проверить или обдумать. Желание заказчика - закон для исполнителя. Лучший "пиар" - это заголовок во всю ширину первой полосы:"Такой-то - козел!" Вот это пиар!
Особенно занятно было читать, что отставка Лужкова явилась "предметом договоренности" между ним и Путиным. Это при том, что последние 10 лет деятельность Юрия Лужкова, шаг за шагом была направлена как раз на полную невозможность, даже немыслимость подобных договоренностей. И к приходу в Кремль подполковника Путина "мэр в кепке" уже мог, подобно Людовику губернского масштаба, заявлять: столица - это я!
Оторвать Москву от Лужкова можно разве что с его собственной кожей, что навряд ли будет предметом каких-либо договоренностей.
Но корреспонденты "Коммерсанта", конечно, имеют право не знать новейшей истории в той же степени, что и заказчики "крутого пиара" откуда-нибудь из района Софийской набережной.
Однако предмет совместной гордости мэра Лужкова и вице-спикера Совета Федерации, многолетнего председателя комиссии по правовым вопросам верхней палаты, председателя Мосгордумы Владимира Платонова, Устав города Москвы доступен в любои книжном магазине, в любой районной библиотеке, не говоря уж о Сети.
Начинается этот дивный документ, бесспорно лучший из всех подобных актов субъектов Федерации, просто образцовый Устав феодальной республики с определения предметов собственного ведения:"Устав города Москвы (далее - Устав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет предметы ведения города Москвы, территориальное устройство города, статус всех органов власти в городе, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти."
И чтобы не было никаких кривотолков, тут же уточняет:"В городе Москве в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации осуществляется городское (местное) самоуправление."
В свое время было сломано множество копий по вопросу этого самого самоуправления в Москве. В результате, конечно, победила точка зрения мэрии - единицей самоуправления в городе Москве является... сам город Москва. Таким образом, в столице нашей родины произошла смычка города с деревней. Правда, на бюрократическом уровне. Это дало возможность властям субъекта Федерации иметь и преимущества своей субъектности, и одновременно гарантии невмешательства, которыми обладает единица самоуправления. Правда эти гарантии давались для того, чтобы председателю поселкового совета никто не мешал из района, а вовсе не для владетельного сеньора, каковым является, по существу, губернатор. Но все прошло гладко, и Устав города Москвы был принят и утвержден, и был конституционным.
Статья 14 этого Устава, как раз посвященная предметам совместного ведения столицы и Кремля, четко определяет совместную ответственность обеих высоких сторон за качество этого дивного документа:"В совместном ведении Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия Устава города Москвы, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы Конституции Российской Федерации и федеральным законам;".
В ведении города Москвы остаются:" принятие и изменение Устава и иных правовых актов города Москвы, контроль за их соблюдением" и "установление особенностей организации городского (местного) самоуправления в Москве, структуры органов самоуправления и системы органов власти в городе, порядка их организации и деятельности; установление и разграничение полномочий и ответственности органов власти и их должностных лиц; формирование органов власти".
И отдельно добавляется:"В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом города Москвы, принятым по предмету ведения города Москвы, действует нормативный правовой акт города Москвы."
То есть, о чем бы Путин и Лужков ни договаривались за Кремлевской стеной, за ее пределами это все сугубо местное, московское дело. Все, что принято Уставом города Москвы подлежит исправлению только вместе с этим уставом и в соответствии с правилами, прописанные в этом уставе.
Статья 98 Устава города Москвы определяет: "Поправки к Уставу города Москвы принимаются Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Изменения, не затрагивающие вопросы осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, не подлежат согласованию с федеральными органами государственной власти."
И вот мы подошли к самому интересному! Согласно Уставу:"Премьером Правительства является Мэр или по его решению Вице-мэр, а также иное лицо, назначенное Мэром и утвержденное в должности постановлением Думы." Как мы с вами, может быть, помним, Лужков является одновременно мэром и премьером правительства Москвы. Первая должность - выборная, вторая - назначаемая. В случае, если Лужков как мэр будет отправлен в отставку, до выборов другого мэра освободить Лужкова от обязанностей премьера, равно и назначить премьером кого-либо еще кроме него, Лужкова, просто никто не имеет права!
В свое время, еще до принятия Устава, Лужков унаследовал мэрство от Гавриила Попова и три года не назначал новых мэрских выборов. Видимо, учтя этот опыт, он и оставил себе возможность руководить городом вне зависимости от того, мэр он или нет.
Занятно, что в случае отставки с поста мэра, Лужкову даже не нужно торопиться с новыми выборами. А зачем? Пусть все устаканится. Если за несговорчивость будет затем распущена Мосгордума, то новых выборов мэра просто по закону некому будет назначить. А выборы новой Мосгордумы должен будет назначать... отсутствующий мэр.
Единственное, что не предусмотрено Уставом города Москвы, так это естественная смерть владетельного господина в процессе смены власти. В этом случае законодательный парадокс становится просто нерешаемым. Стало быть, согласно Уставу города Москвы мэр Юрий Михайлович Лужков обладает физическим бессмертием. А против этого "пиар" бессилен.
Анатолий БАРАНОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить