Каким ты был, таким остался. - Читатель о "Коммерсанте"

У каждого свои привязанности, свои жизненные установки. И о них, наверное, хочется говорить. И хоть не в правилах «Правды.Ру» высказываться о других проектах в области СМИ, но сегодня мы не могли отказать высказаться одному из наших читателей, с грустью читающего сегодняшний «Коммерсантъ». 

Тогда мы все были молодыми. И все было молодым – «перестройка», «гласность», «бизнес» – все эти еще не затершиеся понятия, встречавшиеся доселе лишь в оперативных сводках КГБ. Помолодело радио. Помолодело, даже слегка впало в детство телевидение. Несколько сгладились вертикальные морщины на челе власти. Старой оставалась только пресса. Не важно какая: правая (тогда «красная») или левая (полу- или совершенно диссидентская). Старой, по стилю и мыслям, вполне умещавшимся в диапазон от «блокнота агитатора» – до «самиздата».

В общем, «оба хуже», - как говаривал вечный кумир и столь же вечный жупел этих сросшихся спинами сиамских близнецов – незадачливого плода мезальянса мамы-России и папы-коммунизма. Появление «Коммерсанта» с его «американским» стилем заголовков типа: «Бабушка спрячь деньги в чулок. Там немного, но на похороны хватит» и развернутыми соблайнами в еще диковинном стиле «Financial Times» вызывали сладкую дрожь причастности к знакомому больше по «Клубу кинопутешественников», такому заманчивому Западу. Но не только это.

«Фирменный» стиль, респектабельный и уместный эпатаж, неангажированность и явное презрение к вечной российской возне вокруг «нетленных» и, оттого, прописных истин, плюс предельно конкретная деловая информация. Таким мы его узнали и полюбили, новорожденного. Беленького. Со временем, правда, некие странности в поведении подрастающего дитяти стали настораживать. Всем усердным читателям «Коммерсанта», возможно, памятна осень 1992 года, когда всей своей уже немалой мощью газета обрушилась на банк «Столичный».

Словосочетание «фальшивые авизо» замелькало на ее страницах так часто, что превратились почти что в рекламный слоган банка. Однако, очистительная буря побушевала по полосам …. месяца три. Потом был объявлен штиль. Когда волны окончательно улеглись, банк «Столичный» вдруг обнаружился в числе акционеров Издательского дома… «Коммерсант». На белом коне. Весь в белом. Был ли мальчик, не было ли мальчика – науке это до сих пор неизвестно…

Многие тогда списали эту странность на неизбежные рецидивы подросткового периода. Немногие задумались о некоторых весьма специфических и настораживающих чертах характера стремительно взрослеющего тинэйджера. Как это часто случается в жизни, не успев, как следует дорасти, паренек стал стремительно размножаться. Это нормально. Бывает.

Настораживало лишь то, что происходило все как-то крайне суетно. Чехарда редакторов и журналистов. Новые и старые выпуски. Уход от старого стиля и возврат обратно. Новые лица. Одним из них стал журнал «Столица». Что и как случилось со старым, любимым нищей «либеральной» интеллигенцией изданием – дело темное. Слухи тогда по Москве ходили, что без «Коммерсанта» дело не обошлось. Трудно разобраться в этой истории, но «Столица» была скушана. Ее реинкарнированное лицо смотрело уже совсем в другом направлении. Разжиревшая люмпенизированная столичная богема «под сорок».

Вечные студенты. Аудитория со специфическими запросами. Остро пахнущий винегрет с редакционного капустника «под портвешок», «стеб» за гранью фола, вместо лица – вечно кривляющаяся и ерничающая рожа, на которой невозможно уловить никакого определенного выражения. Масленица не длится вечно – рожу вскорости сожгли, а для скоморохов учинили Великий Пост. «Вас здесь не сидело». Зачем весь этот проект был нужен и что за всем этим стояло? Кто знает – не скажет…

Дальше – хуже. У «Коммерсанта» выросли очень узнаваемые по обе стороны Атлантики уши. Кажется, новые хозяева отчасти компенсировали этот недостаток, вставив своему приемышу золотые фиксы и совесть из произведенного по толлингу алюминия. С новым лицом проявился и новый характер. Вместо достойной поры зрелости – времени мудрости и взвешенных решений — какой-то подростковый максимализм, откровенно ангажированная и агрессивная интонация. Сплошная «заказуха» за подписью: Иван Козлов. Хорошо хоть не Козьма Прутков… Как если бы почтенный негоциант вдруг заголосил с незабвенными интонациями торговки с одесского привоза.

Вместо «Коммерсанта» какая-то «Правда Березовского». С душком. Печально все это. Грустно…

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *