Затерялись в чащобах курганы

Рядом с северными окраинами столицы, на территории Государственного национального парка “Лосиный остров” кое-где по лесным уремам и закраинам болот разбросаны странные, явно искусственного происхождения сооружения, напоминающие небольшие холмики. Археологи установили, что это древние курганные захоронения. Как и когда они появились? Только ли прибежищем для ушедших в мир иной служили рукотворные насыпи? Об этом рассказывает знаток славянской культуры, краевед Игорь Борисович Прокуронов:

- Уже давно выяснилось, что курганы служили не только могильниками. Наряду с погребальными сооружениями специалисты выделяют “сторожевые”, “обсервационные”, “маячные” и “обрядовые”. Расшифровка значения курганов кроется в истории их создателей, их традициях, верованиях и обрядах.

Возраст рода человеческого в центре России определен учеными в 20 тысяч лет, хотя вполне возможно, что истоки его еще глубже и корни “прамосковитов” теряются в дымке веков. Двести столетий назад на территории нынешней Московской области царило белое безмолвие. По скованной ледником равнине бродили охотники на мамонтов — останки одного такого зверя были найдены в Сокольниках. Кроманьонцы внешне ничем не отличались от нас, а кое в чем, возможно, были и получше, ведь при почти двухметровом росте они обладали и более солидным объемом мозга. Во всяком случае, умели они многое — изготовляли совершенное для того времени оружие, шили добротную теплую одежду, знали живопись и музыку, строили удобные жилища.

Со временем ледник исчез, растаял. Исчезла “мамонтовая фауна”, а простиравшиеся на подмосковной земле степи заросли лесами. По берегам рек и озер поднялись на сваях поселки наших предков, которые постепенно превратились в умелых скотоводов и земледельцев. В их верованиях особое место занимал огонь. Красный цвет огня считался обязательной принадлежностью погребального обряда. С ним оказались связаны многие ключевые понятия нашего языка: род, родина, народ, природа (сравним: “рдеть” — краснеть, гореть, “родрый” — рдяный, багряный, “родна” — молния).

Чтобы правильно определять приход весны, начало летних полевых работ или подготовки к зиме, надо было вести регулярные наблюдения за небом и атмосферными явлениями. Именно поэтому древние земледельцы по всей заселенной земле от Британии до Кавказа и от Египта до Русской равнины стали возводить специальные сооружения — своеобразные “обсерватории-метеостанции”. Именно такую роль играли таинственные мегалиты Стоунхенджа и Причерноморья, курганы степной Руси. В комплекс “оборудования” этих загадочных для современных исследователей объектов, а по сути наблюдательных пунктов, входили ориентация по сторонам света, круговые ограждения, древние календари на сосудах — “чары” и венчающие насыпь столбы.

Древние метеорологические наблюдения облеклись ритуальной символикой и языческой обрядностью. Насыпь (курган-обсерватория) воспринималась как символ земли обетованной, столб-вертикаль (громоотвод-молниеприемник) как “мировое древо”, соединяющее “нижний” и “верхний” миры. Круговая ограда символизировала мир человека, его жилище, а пламя ритуальных костров служило объединяющим началом людей и Вселенной.

Осознавая себя неотъемлемой частью вечно живой, обновляющейся природы, люди считали, что их жизнь и повседневные обязанности продолжаются и в потустороннем мире. Захоронения в “святых местах” стали обычными. Понятно, что чести вознесения в высшие миры Вселенной удостаивался далеко не всякий, а лишь “лучшие люди” — патриархи рода, вожди и жрецы-наблюдатели. В совершенстве владеющие ремеслом общения с “верхним миром”, они могли обеспечить своевременную “доставку” небесных благ. А благодарные соплеменники обеспечивали дорогим покойникам-гонцам удобные “стартовые площадки” — курганы.

Со временем холмы-обсерватории утратили свое значение, а вот традиции сохранились. Обряд кремации усопших, сооружение погребальных насыпей с богатым содержанием и с обязательной ритуальной посудой — “чарами” бытовал у всех индоевропейцев. И что интересно, важнейшие атрибуты погребального обряда перешли от древнейших ритуальных обсерваторий, вплоть до памятного столба на вершине кургана.

...Минули столетия. На смену язычеству пришла эпоха Христианства. Но еще долго сохранялись отзвуки древних традиций и верований. Вот и в славянских захоронениях на территории национального парка, находящегося в самом центре России, мы видим и насыпи-курганы, и остатки ритуальной посуды, и следы полыхавших когда-то обрядовых костров. Невидные холмики-курганы, затерявшиеся в лесной чащобе, может быть, — древнейшие исторические памятники на территории нынешнего национального парка, повествующие о ранних цивилизациях земли Московской, об обычаях и обрядах наших предков...

Елена ОГНЕВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить