Вы нам — тракторы и сауны, мы вам — сало и крупу…

Многие помнят, что это была заурядная барщина, когда горожане “за здрасьте” пропалывали и копали сахарную свеклу, вели вручную заготовку кормов, строили колхозам скотные дворы.

Кто-нибудь видел профессоров харьковских вузов и НИИ с вилами в руках, складывающих сено в копны? Я видел — много раз. А студентов, очищающих свеклу от грязи в октябрьские холода и слякоть? Каждую осень Харьков отправлял на уборку свеклы, овощей и фруктов до ста тысяч студентов и учащихся ПТУ. Да разве только Харьков?

Теперь никто никого из горожан не мобилизует на “самоотверженный труд” в поле, а тем более никого не выталкивают туда взашей.

Сегодня есть руководители предприятий, которые по-иному заботятся о своих рабочих и думают о тяготах, выпавших на долю сельчан. Один из них — Петр Прокопьевич Тодоров — генеральный директор объединения “Харьковский тракторный завод”. Трактора селу по лизингу, запчасти в кредит — это уже стало делом обыденным. Но на крупнейшем в бывшем Союзе предприятии тысячи тракторостроителей остаются не у дел. Из них и организовали несколько десятков бригад “сельских ремонтников”. По согласованию с хозяйствами они приезжают в села со своим инструментом и набором запчастей, встают в ряд с сельскими механизаторами и ремонтируют поизносившуюся за десяток лет бессменной работы технику. Конечно, не бесплатно. За труд и запчасти получают деньгами, а чаще отовариваются продуктами питания: мясом, сахаром, мукой, овощами...

Тракторостроители расширяют сферу услуг селу. Создали группу механизированных отрядов. Только в хозяйствах Великобурлукского района минувшей осенью и нынешней весной один из таких отрядов вспахал более двух тысяч гектаров земли. Отряды действуют на правах аренды.

Другой харьковский гигант — моторостроительное объединение “Серп и молот” поддерживает постоянные деловые отношения с 17 коллективными сельхозпредприятиями Балаклейского района. Его рабочие не ездят сюда с тяпками в руках, чтобы прополоть свекловичные плантации. Зато в течение последних лет подарили сельским мастерским района до десятка списанных, но хорошо отлаженных многопрофильных токарных станков и другое оборудование, с помощью которого ремонт сельхозмашин пошел веселее. Да и сами заводчане ежегодно ремонтируют сотни тракторных и комбайновых двигателей: свое, привычное дело.

— В такое тяжкое время, как сейчас, выжить вместе легче, чем врозь, — заметил недавно при нашей встрече руководитель администрации Балаклейского района Виталий Иосифович Казмирук.

Между тем харьковские моторостроители пошли дальше. Несколько лет назад завод целиком купил в Богодуховском районе колхоз “Заря” со всеми землями, постройками, старой техникой, полуразрушенными животноводческими помещениями и ...его долгами. И на этой базе из лежавшего на боку колхоза создал мощное и процветающее подсобное хозяйство, включив его в разряд главных подразделений завода. Сейчас в этом “цехе” на откорме стоит полторы тысячи голов крупного рогатого скота и четыре сотни высокоудойных коров. Здесь есть посевы полного набора кормовых культур.

В заводские столовые, в детские сады и комбинаты, в пансионат отдыха заводчан подсобное хозяйство “Заря” круглый год поставляет свежее мясо и молоко, крупы, муку, овощи.

Обобщив опыт тракторного, моторостроительного, ряда других предприятий, харьковская облгосадминистрация, никого не принуждая, обратилась к трудовым коллективам города с рекомендательным письмом “О более полном и качественном удовлетворении нужд села в развитии материально-технической базы и дополнительном обеспечении трудящихся предприятий продуктами питания”. Проще сказать, в письме дан совет налаживать с сельскими хозяйствами равноправные партнерские взаимоотношения, такие, как у “Серпа и молота” и других ведущих заводов Харькова.

Теперь эти связи получают и новый смысл, и другое, чем прежде, наполнение. Крепнут и ширятся деловые отношения между производственными подразделениями треста “Южэлектромонтаж” и хозяйствами Нововодолажского района. Глава его администрации, бывший секретарь райкома и Харьковского обкома партии, Герой Социалистического Труда Иван Федорович Калантай очень доволен деловыми отношениями хозяйств района с коллективом харьковского завода “Стройгидравлика”. Добрых слов заслуживают коллективы объединений “Турбоатом”, “Электротяжмаш”, “ФЭД”, “Коммунар”, завода подъемно-транспортного оборудования, не порывающих партнерских связей с сельскими тружениками.

Но все это предприятия-гиганты с огромными возможностями. А здесь, думаю, уместно будет рассказать и о скромном заводе, который также нашел свою нишу и свой интерес на селе. Это Харьковский экспериментальный завод нестандартного оборудования.

С его директором Владимиром Федоровичем Чикало я познакомился 15 лет назад, после того, как в жаркие июльские дни уборочной страды в колхозе “Большевик” Кегичевского района прямо у комбайнов увидел подкативший сюда автофургон с сауной. Еще тогда я узнал, что в Харькове существует этот завод, где на шасси грузовых автомобилей “ЗИЛ” или “ГАЗ” делают сварной металлический фургон с окнами и двумя дверями, внутри обивают вагонкой и устраивают настоящую финскую сауну с сухим горячим паром и душевой, в которой одновременно могут попариться и помыться шесть человек.

На заводе выпускали кресла для парикмахерских и снабжали ими брадобрейные заведения чуть ли не всего Советского Союза. А передвижной вагончик-сауна — это уже несанкционированная выдумка Чикало. Она так понравилась сельским механизаторам, свекловодам, животноводам, что заказы сыпались нарастающим комом.

Два года Чикало безрезультатно обивал министерские пороги в Киеве и Москве, добиваясь, чтобы включили в титульный список первоочередных строительство на заводе крупного цеха передвижных саун. А когда в “Правде” появился репортаж “Сауна приехала”, “включение” тут же произошло.

Построив новый цех, завод развернул выпуск девяти передвижных бытовок разного назначения. В самой сауне на колесах появились парикмахерская и массажная. Быстро пошли в большую серию фургоны-фотоателье с полной комплектацией, передвижные прачечные, мастерские по ремонту телевизоров и сложной бытовой техники, ремонтные сантехнические фургоны. Все — для села.

Но развалили Союз, в незалежной Украине обнищали колхозы и совхозы. Им теперь не до саун, не до фотоателье: молоко с ферм вывезти нечем. Оборвались заказы, и ставший никому не нужным завод чуть было вовсе не закрыли. Однако В. Чикало и тут нашел неординарные ходы. На автомобильные шасси по его эскизам изготовили простые, зато теплые, прочные и достаточно удобные автобусы на 22 и 26 мест. Ведь доярок на работу, а оптом и школьников с хуторов на центральные усадьбы в зимнюю стужу стали возить в навозных тракторных прицепах. Стыдоба! А львовский автобус какой колхоз сейчас купит!

Потом на заводе начали делать оригинальные металлические станки для опороса и содержания свиноматки с приплодом. На старые УАЗы с брезентовым верхом наловчились делать довольно элегантные металлические, утепленные изнутри кузова. А дальше стали предлагать хозяйствам крупногабаритные металлические модули под автогаражи, ангары для ремонта и хранения сельхозинвентаря, крытые тока, ремонтные мастерские и даже спортзалы для сельских школ.

Так стали крепнуть и развиваться деловые партнерские связи между коллективами завода и многих хозяйств Украины. Только автобусов изготовлено больше тысячи.

Были в свое время у предприятия и свои подшефные — хозяйства Кегичевского района. Сейчас связи с ними получили новый импульс. Когда на заводе убавилось работы и нависла угроза массовых увольнений, Владимир Федорович предложил создать несколько строительных бригад из людей, владеющих этими специальностями. И такие мастера нашлись. Теперь они заключают договоры с хозяйствами и строят в селах жилые дома и разные сооружения.

— С их энергичной помощью, — говорит председатель сельского кооператива имени Шевченко Николай Дегтярь, — за десять лет сотрудничества нам удалось построить механизированный крытый ток на тысячу квадратных метров, две ремонтные мастерские, школу и 60 жилых домов со всеми бытовыми удобствами, два автомобильных гаража, зернохранилище, мельницу, магазин, две пекарни, спортзал для школы.

Не меньше услуг предоставлено и хозяйству имени Богдана Хмельницкого, “Власьевка”, ряду других сельских кооперативов Кегичевского района. Помогая сельчанам, рабочие завода зарабатывают и себе на жизнь: деньгами и натурплатой — всем, что выращивают на полях и фермах хозяйства.

Илья ЛАХНО.
Корр. “ПРАВДЫ” — Интернет”.
Харьков.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить