Юрий МАСЛЮКОВ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ “ПРАВДЫ” — ИНТЕРНЕТ”: “ВИНА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИМАКОВА В ТОМ, ЧТО ОНО СПАСЛО РОССИЮ” - 13 мая 1999 г.

Оценивая итоги деятельности Правительства Евгения Максимовича Примакова, прежде всего, необходимо иметь в виду, что оно в прямом смысле слова “пришло на руины”, получив “в наследство” катастрофическую ситуацию. Негативные явления, вызванные экономической политикой наших предшественников и мировым финансовым кризисом, нарастали на протяжении всего 1998 года и были многократно усилены паническими действиями 17 августа.

Давайте вспомним: объем ВВП, стабильный еще в начале 1998 года, в мае начал сокращаться. Уже в июле его снижение составило 4.5%, став наибольшим с конца 1994 года, в августе превысило 8%, в сентябре - достигло 10%. Спад промышленного производства уже в июле составил 9.4%. В сентябре он достиг14,5%.

Инфляция в сентябре превысила 38%, в том числе в первую неделю - 15%. Страна стояла на пороге гиперинфляции.

Паралич банковской системы привел к тому, что в первой половине сентября практически не осуществлялись платежи. В результате некоторые железные дороги прекратили перевозку грузов, что грозило уничтожением всей национальной экономики.

Реальные доходы населения уже в первой половине 1998 года были почти на 9% меньше уровня 1997 года. В сентябре отставание превысило 25%, а реальные доходы были отброшены на катастрофический уровень января 1992 года. Это создало угрозу социального взрыва и кровавого хаоса, особенно с учетом глубокого политического кризиса.

Правительство Примакова и Центробанк в течение короткого времени стабилизировали обстановку. Сейчас уже забылось, но назначение Примакова само по себе положило конец разрушительному политическому кризису. Вследствие этого стало возможным справиться и с кризисом финансовым: уже к концу сентября была восстановлена система платежей. При этом денежная политика была жесткой: отношение М2 к ВВП снизилось до 11,8% по сравнению с почти 17% еще в феврале 1998 года. Затем монетизация экономики осторожно повышалась - до 14,8% в феврале 1999 года.

На основе восстановления системы платежей, несмотря на дезорганизацию не только хозяйственных связей, но и систем управления. Правительство создало резерв сельхозпродукции и продовольствия, обеспечило устойчивые поставки критически необходимых объемов продуктов питания, топлива и лекарств.

Из-за того, что “молодые реформаторы” вообще не уделяли никакого внимания подготовке к зиме, холода поставили ряд регионов в критическое положение. Однако энергичные действия Правительства, его эффективное взаимодействие с региональными властями и крупными корпорациями позволили избежать технологических катастроф и массовой эвакуации населения с Севера.

Помимо нормализации расчетов и восстановления пороговой ликвидности банковской системы. Правительство и Центробанк качественно укрепили валютно-экспортный и финансовый контроль в целом, что позволило избежать увеличения масштабов бегства капитала.

Отказ от чрезвычайных, насильственных мер в отношении налогоплательщиков и переход к жесткому, но конструктивному сотрудничеству с ними спас от налоговой катастрофы.

Разрешение продавать продукцию ниже себестоимости высвободило рыночные механизмы, качественно облегчило положение предприятий, затормозило рост неплатежей.

Правительство отказалось от форсирования жёстких мер, намеченных до кризиса и не учитывавших его реалий (например, массовые отключения неплательщиков за услуги естественных монополий, уплата НДС по отгрузке, жилищно-коммунальная реформа и т.д.). Слепое следование им чрезмерно ухудшило бы положение населения.

Правительство предприняло целый комплекс мер по нормализации финансового положения предприятий, впервые в России начало на деле, а не на словах развивать лизинг.

В рамках стабилизации уровня жизни населения были повышены тарифные ставки, проведена частичная индексация пенсий, введены государственное регулирование цен на лекарства и уголовная ответственность руководителей за задержку заработной платы и иных выплат населению свыше двух месяцев. Правительство внесло в Госдуму проект нового Трудового кодекса.

В Госдуму был представлен пакет из 19 налоговых, а затем и 59 неотложных законопроектов. Евгений Максимович Примаков и я получили заверения от лидеров Думы и ведущих парламентских фракций о том, что все они будут приняты в максимально сжатые сроки, и только нагнетание политической напряженности помешало своевременно принять эти жизненно важные для страны документы. Но, несмотря на помехи. Правительство успело провести 6 из 19 “налоговых” законопроектов, в том числе о расширении сферы применения единого налога на вмененный доход и о порядке выдачи льгот юридическим лицам.

Совет Федерации одобрил внесенные Правительством проекты законов об отмене льгот, не носящих инвестиционной, инновационной и социальной направленности и об установлении предельной ставки налогообложения имущества физических лиц на уровне 0,5% от зарегистрированной стоимости имущества с введением необлагаемого минимума.

На ряд товарных групп в соответствии с улучшением международной конъюнктуры введены вывозные таможенные пошлины. Принято постановление Правительства о введении единого реестра налогоплательщиков.

Неотъемлемым элементом оздоровления экономики и структурной реформы стала декриминализация крупных компаний. Начавшись на ВАЗе, этот процесс быстро набрал силу. В Новороссийске, например, чтобы уничтожить рассадник бандитизма и расчистить место для получения кредита Мирового банка на реструктуризацию порта, оказалось достаточным арестовать менее 30 человек.

Все, что удалось совершить Правительству, создало благоприятные условия для оживления экономики. Негативные прогнозы и ожидания в отношении России не сбылись.

Сохраняя контроль за денежно-кредитной сферой и исключив возможность неконтролируемой эмиссии. Правительство обеспечило уверенное снижение инфляции и удержание её на приемлемом для экономики уровне. После низкой инфляции в октябре-ноябре (соответственно, 4.5 и 5,7%) сезонный всплеск инфляции в декабре достиг лишь 11.6%, а уже в феврале рост цен упал до 4.1%, в марте и апреле - до 2,8 и 3,0%. В 1999 году инфляция ожидалась нами на уровне 50% - то есть, 3.4% в месяц. Гиперинфляционные страхи остались позади.

Был стабилизирован, а в апреле начал было уверенно снижаться курс доллара. При этом золотовалютные резервы Центробанка устойчиво росли: за апрель на 0,4 млн.долл., а за первую неделю мая - еще на 0,5 млн.долл., достигнув 11,6 млрд.долл. В итоге объем золотовалютных резервов превысил месячный импорт в четыре раза, в то время как пороговым показателем валютно-финансовой безопасности является двукратное превышение.

Снижение ВВП было ограничено 5% за 1998 год. Таким образом, спад был удержан на уровне 1995-96 годов. В 1999 году мы ожидали рост на уровне 1%. Было обеспечено неуклонное замедление промышленного спада. Если в сентябре он составил 14.5% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), то в октябре - 11%, в ноябре - 9% (что меньше спада “докризисного” июля) в декабре - 6,6%. В целом за 1998 год спад удержан на уровне 5,4%.

В январе он сокращён до 4.9, в феврале - до 3.7, а в марте наблюдается рост в 1,4%. И это не разовое достижение, а начало новой тенденции: по предварительным данным Госкомстата, в апреле промышленное производство превысило уровень апреля прошлого года на 0,5-1,0%. Фактически Правительство обеспечило в 1999 году переход к устойчивому промышленному росту.

Макроэкономические данные подтверждаются мнением директоров. Так, по данным опроса руководителей 1240 крупных и средних промышленных предприятий всех отраслей, в ближайшие 3-4 месяца 87% руководителей не предполагают снижения объемов производства, в том числе 38% ожидают его рост.

По итогам января-июля ожидалось отрицательное сальдо внешней торговли (импорт должен был превысить экспорт не менее чем на 2 млрд.долл.). Однако в 1998 году положительное сальдо составило 14,4 млрд.долл. - по сравнению с 14,8 в 1997. В январе-феврале положительное сальдо внешней торговли составило 3,8 млрд.долл. по сравнению с 0,1 млрд.долл. в январе-феврале 1998 года. В 1999 году оно ожидалось на уровне 17,5 млрд.долл.

Привлечение иностранных инвестиций до последнего дня оставалось приоритетом Правительства. В декабре 1998 года они были привлечены в 2,5% акций “Газпрома” (660 млн.долл. в порядке приватизации) и 25% акций АО “Вымпелком” (160 млн.дол.). Их объём в 1998 году составил 11,8 млрд.долл., сократившись лишь на 4,2%. Однако прямые инвестиции сократились на треть -с 5,4 до 3,4 млрд.долл.. В 1999 году Правительство обеспечило бы сохранение их притока на этом уровне.

Правительство планировало обеспечить принятие закона, по которому общее число месторождений, разрабатываемых на основе раздела продукции, увеличится на 8-до 18 месторождений. После закрепления этого успеха на рассмотрение в Федеральном Собрании был бы направлен список из еще 30 месторождений.

Подготовлен ко второму чтению в Госдуме проект закона о концессионных договорах, регламентирующий процедуры сдачи в концессию государственной собственности.

Проект нового закона об иностранных инвестициях предусматривает предоставление им национального режима и гарантии на случай национализации и “дедушкину оговорку” - обязательство не ухудшать определяемые государством “правила игры” инвестора до окупаемости его вложений.

Вопреки распространяющимся нашими недоброжелателями представлениям. Правительство Примакова добилось значительных успехов и в области финансовой политики. В частности, была резко повышена степень монетизации расчётов. В феврале 1999 доля продукции крупнейших налогоплательщиков, оплаченной денежными средствами, составила 48,9% по сравнению с 43,4% за декабрь 1998 года и 40,3% в среднем за вторую половину 1998 года. Во многом благодаря этому доля убыточных предприятий снижена с 46,8% в январе и 51,5% в сентябре 1998 до 39,3% в январе и 38,9% в феврале 1999 года.

Восстановление системы расчетов наряду с укреплением налогового администрирования наполнило бюджет и смягчило бюджетный кризис. Так, денежные налоговые доходы, в августе и сентябре составлявшие около 15,5 млрд.руб., к декабрю выросли до 24,7 млрд.руб. (значительную роль в этом сыграл рост в 1,5 раза поступлений от алкогольной продукции). В результате, несмотря на длительное снижение доходов федерального бюджета (с 10,9% ВВП в мае до 10,0% ВВП в ноябре), за год в целом доходы бюджета составили 11,3% ВВП (в денежной форме - 10,2% ВВП).

В январе 1999 года впервые за всё время реформ не был допущен сезонный провал с налоговыми поступлениями в бюджет: они удержаны на уровне декабря и составили 24,1 млрд.руб., а в феврале - 24,3 млрд.руб.. Общий объём денежных доходов федерального бюджета в 1999 году повышается: в январе и феврале было получено по 26,8 млрд.руб. (в результате чего первичный дефицит сведён к нулю), а в марте доходы были увеличены до беспрецедентного уровня - 33,8 млрд.руб.. В результате в 1 квартале 1999 года доходы бюджета превысили 11% ВВП.

Благодаря этому удалось свести к минимуму поддержку бюджета Центральным банком. Так, в декабре она составила лишь 3 млрд.руб., а в январе и феврале не осуществлялась вовсе.

Смягчение бюджетного кризиса создало удовлетворительную основу для исполнения самого жесткого за все годы реформ федерального бюджета 1999 года. Несмотря на реализацию всех резервов, его доход вырастет по сравнению с 1998 лишь на два процентных пункта - с 9,8 до 11,8% ВВП. Предельное же сокращение расходов позволит снизить их соответственно с 15,1 до 14,4% ВВП. Первичный профицит составит 2% ВВП.

Пример “жизни по средствам” показывало само государство. За счет сокращения расходов Правительства, Федерального Собрания, Администрации Президента резко ускорится сокращение конечного потребления государственных учреждений: с 21,6% ВВП в 1997 и 19.2% в 1998 - до 16,0% ВВП в 1999 году.

Смягчение бюджетного кризиса и нормализация расчетов привели к тому, что рост долга федерального и региональных бюджетов по зарплате, в сентябре достигший 12.5%, уже в ноябре был сведен к нулю. В декабре долг уменьшился почти на 10%, в январе, когда он обычно рос, - еще на 1.3% (при этом был полностью погашен долг федерального бюджета), в феврале – на 1.9%, в марте - 10,6%. За декабрь-март бюджетный долг по зарплате сократился на 23% - с 22,1 до 17 млрд.руб.

Создание условий для оживления экономической активности способствовало и сокращению долга по зарплате за счёт средств предприятий. Выросший в августе более чем на 7%и в сентябре - на

2.6%, в октябре он снизился на 3.6%, в ноябре - на 2.9%, в декабре - на 8.9%, в январе - на 0.5%, в феврале - на 5.3%, в марте - на 9,5%. Таким образом, за октябрь-февраль долг по зарплате за счет средств предприятий сократился на 25% - с 67,2 до 50,7 млрд.руб..

Несмотря на крайне низкий уровень (в первые четыре месяца 1999 года - на 28% ниже прошлогоднего), за февраль-апрель реальные доходы населения выросли на 10,6%.

Потери рабочего времени из-за забастовок в феврале снизились по сравнению с октябрем на треть - с почти 800 до 532 тыс.чел-дней, а в марте упали до 82,5 тыс.чел-дней. При этом количество забастовок, составившее в январе 5,3 тысячи, в феврале снизилось до 972, а в марте - до 95. Численность же их участников сократилась соответственно с 134 до 31 и 4,5 тыс.чел..

В условиях крайне неблагоприятной международной обстановки и непрерывной “информационной войны” со стороны части СМИ, Правительство Российской Федерации не допустило ущемления гражданских прав и свобод, никакого ограничения демократии.

Была начата постепенная, но глубокая рационализация системы государственного управления, которая является одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики.

Это крайне деликатный вопрос, не терпящий резких шагов, но Правительство добилось заметных достижений. Прежде всего, укреплена внутренняя дисциплина. Впервые за время реформ министры перестали лоббировать в Госдуме интересы ведомств, противоречащие позициям Правительства в целом. Они знали, что подобные действия означают их немедленное увольнение.

Объединив разрозненные, не имеющие специалистов и влияния органы антимонопольного регулирования в единое антимонопольное министерство. Правительство создало необходимые организационные условия для проведения единой государственной политики по отношению к монополиям. Включение в состав этого министерства Комитета по малому предпринимательству создало возможность оперативно устранять основную преграду развития предпринимательства злоупотребление монопольным положением.

Взяв под контроль наиболее острые последствия усиления финансового кризиса в августе 1998 года. Правительство Российской Федерации продолжило реформирование социально-экономической сферы в новых условиях. Опираясь на послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Правительство разработало среднесрочную экономическую программу на 1999-2002 годы, исходящую из необходимости дополнить традиционные механизмы обеспечения финансовой стабильности глубокой структурной перестройкой экономики, которая позволила бы провести ремонетизацию народного хозяйства и выход к 2002 году на устойчивые темпы экономического роста не ниже 4%.

Основными направлениями структурной перестройки были определены повышение конкурентоспособности естественных монополий за счёт их реструктуризации и улучшения отчётности, интенсификация развития частного сектора, упрощение регулирования прямых иностранных инвестиций и внешней торговли, укрепление управления бюджетом и реформирование финансового сектора.

Оживление экономики, смягчение бюджетного кризиса, программа реструктуризации государственного внутреннего долга и убедительная среднесрочная программа позволили России добиться соглашения с международными финансовыми организациями.

Фактически это было равносильно признанию мировым сообществом не только нового Правительства России, но и, самое главное, его курса. Представители МВФ, Мирового банка и Минфина США признали, что их длительное скептическое отношение было неправильным и что Россия движется верным курсом.

Мировое сообщество осознало, что деятельность Правительства Примакова позволила России избежать социально-экономической катастрофы и кровавого политического хаоса, на грань которых она была поставлена в августе 1998 года. Даже идеологические оппоненты руководства России за рубежом оценили, что, проводя “политику экономического консенсуса”. Правительство сохранило прочное политическое согласие и успешно вело страну по лезвию ножа между хаосом и диктатурой, восстанавливая деловую активность и стабилизируя социально-экономическую сферу. Зримое превращение 1999 года в стартовую площадку для социально ориентированного и потому устойчивого экономического роста повысило доверие к России до степени, приведшей к стабилизации доллара и активному росту фондового рынка.

Теперь все эти достижения поставлены под вопрос. Одним росчерком пера обесценились плоды восьмимесячного упорного и самоотверженного труда не только Правительства, но и 146 миллионов россиян. Однако Правительство Примакова не просто выполнило свой долг, но и добилось беспрецедентных за все годы экономической реформы успехов. Возможно, именно этого ему и не простили.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить