Вручение “НИКИ” — воспоминание о будущем нашего кино

Двенадцатилетний круговорот национальной кинопремии “НИКА” завершился. Названы претенденты на профессиональный приз Российской Академии кинематографических искусств, определены победители прошедшего киногода. Тяжелая, восьмикилограммовая статуэтка крылатой, но безрукой богини Победы обрела своих хозяев. Что обрели мы — зрители, с русским упорством продолжая ходить в наши кинотеатры, с неослабевающей надеждой стремясь увидеть хорошее, отечественное кино?

Не буду сравнивать нашу церемонию награждения с заокеанским шоу вручения “Оскара” — мы не в Америке живем. Будем богатыми — затмим весь мир своим великолепием. Пока для всех важнее само производство картин, их профессиональный, творческий и человеческий уровень. Номинантов на “НИКУ-98” киноакадемики выбирали из 58-ми фильмов: было 32 игровых, 17 неигровых и 9 анимационных лент. Не слишком много для достойной награды, но все же соревновательный дух присутствовал. Боюсь, что претендентов на “НИКУ-99” будет значительно меньше. На кинопроизводство в наступившем году необходимо 460 миллионов рублей, а государство сможет дать(?) лишь 183,5 млн. Это означает, что только десяти картинам (не обязательно лучшим) повезет с господдержкой в их тиражировании, что очень дорого, и в прокате. Другие — находящиеся в подготовительном периоде, и вовсе “законсервируют” до лучших времен, а ранее запушенные в производство на государственные средства и приостановленные сейчас, неизбежно морально устареют на пути к зрителю. Поэтому многие мэтры нашего кинематографа, не найдя денег для съемок, уходят из кино в литературу, на преподавательскую кафедру или... на дачу. Кто-то идет им на смену?

Вручение “НИКИ” за лучшую режиссуру и лучший игровой фильм говорит — да! Два старших товарища — К.Шахназаров и В.Сорокин — соревновались с двумя молодыми: А.Балабановым и В.Тодоровским. Нельзя сказать, что это новые имена в киномире. В.Тодоровский громко заявил о себе фильмами “Любовь”, “Катафалк”, “Подмосковные вечера” и, конечно, нынешней стильной картиной “Страна глухих”. Питерец А.Балабанов удивительно удачно сочетает в себе элитарное, авторское начало школы “Ленфильма” с талантливым воплощением на экране сегодняшних тенденций в кино. Он-то уж точно из века грядущего! Его экранизация философского романа Кафки “Замок” стала откровением для многих, а фильмом о современном герое “Брат” режиссер сразил наповал молодых зрителей, заставил говорить о себе, как об очень современном режиссере. Неоднозначно принятая критиками, почти скандальная его картина “Про уродов и людей”, шокирующая своим содержанием в сочетании с фантастически талантливым киновыражением, получила большинство голосов академиков, а Балабанов — вторую “НИКУ” за свою профессиональную работу над этим фильмом. Другая такая же статуэтка улетела к признанному классику кино (правда, давно сменившему неспокойную Родину на богемный Париж) — Отару Иоселиани за фильм про нашу прошлую жизнь “Разбойники. Глава 7”.

Лучшим сценарием была названа работа К.Шахназарова и А.Бородянского к фильму “День полнолуния”. Среди номинантов на “НИКУ” значился и сценарий к картине “Окраина” П.Луцика и А.Саморядова — оригинальных и самобытных молодых людей. П.Луцик, оставшись в одиночестве, решил в качестве режиссера снять свою дебютную ленту, в которой прямо или косвенно, но, безусловно, талантливо, можно отыскать все достижения нашей киношколы в их современном преломлении. Думаю, что всеобщее признание ждет этого режиссера и сценариста в новом тысячелетии.

“Он — гений!”, — сказал режиссер ленты “Му-му” Ю.Грымов о Ю.Клименко, получая за отсутствующего оператора картины приз киноакадемиков Да, действительно советская, российская школа операторского мастерства очень высока. Что будет в следующем веке, трудно сказать, ведь в Федеральном бюджете по разделу “Образование” предусмотрены расходы в основном на зарплату и стипендии учащихся и преподавателей кино-учебных заведений. Настоящую кинокамеру с настоящей пленкой многие будущие кинооператоры берут в руки, чтобы снять лишь дипломные работы! Конечно, можно научиться играть на пианино, нарисовав на доске клавиши, но стать Рихтером вряд ли.

Лучшим исполнителем мужской роли за прошлый год назван Владимир Ильин (за работу в комедии А.Суриковой “Хочу в тюрьму!”). То, что этот актер — актер от Бога, наверное, согласятся все: он не играет, он живет на экране. Он может вытащить самый средний фильм на своих мягких плечах, а хороший сделает отличным. В творческом багаже Ильина — более полусотни прекрасных работ у лучших режиссеров России: “Авария — дочь мента”, “Сукины дети”, “Анкор, еще анкор!”, “Макаров”, “Утомленные солнцем”, “Мусульманин”, “Ревизор”, “Сибирский цирюльник”. Думается, что “НИКА” — награда за все сразу.

А вот у женщин прекрасную богиню вручили Дине Корзун, как бы авансом на будущее. Ее исполнение глухой девушки Яя в картине В.Тодоровского “Страна глухих” признано киноакадемиками лучшим.

Нельзя не упомянуть еще об одной награде. Крылатую богиню Победы присудили режиссеру неигрового кино — Сергею Говорухину. Его фильм “Прокляты и забыты” рассказывает правду о чеченской войне, правду от первого лица, потому что Сергей там был, там его ранили, там он потерял ногу. Война — “это вычитание, умноженное на два”, а тема войны, наверное, всегда будет волновать нашего зрителя и наших режиссеров: не забыта Великая Отечественная, помним Афганистан и Чечню, сейчас сопереживаем югославам. А вот увидим ли? Урезано и без того слабое финансирование кинохроники. Это значит, что потомки не получат достойной документальной, визуальной информации, хроники современной истории жизни нашей многоликой страны: не в форме видеосюжетов для программы теленовостей, а запечатленную на целлулоидной пленке, которая хранит снятое на ней целых триста лет.

Грустные мысли на празднике кинематографистов. И вывод логичен: наше кино — Золушка, которая может быть, когда-нибудь попадет на бал жизни и встретит прекрасного и богатого принца. Главное, чтобы милая и добрая падчерица не превратилась за это время в беззубую и злобную старуху, продавшую свой хрустальный башмачок.

Ирина МАЙОРОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить