Там не было громких Побед

История Великой Отечественной войны знает много славных битв и побед. Каждая из них в свое время в памяти народной была запечатлена благодаря ярким и талантливым литературным произведениям, кинофильмам, театральным постановкам. Однако был фронт, который в этом отношении по каким-то странным причинам обходился ими стороной.

Там не было громких побед. Масштабы были намного скромнее, хотя фронт этот по своей протяженности намного превышал другие. Я говорю о действиях советских войск в Заполярье.

На Севере не то, что воевать, жить — это уже величайший подвиг. Там сама природа активно борется с человеком. 250 дней в году тут фиксируется среднесуточная минусовая температура с сильными шквальными ветрами.

Но именно в таких условиях советские моряки, летчики, пехотинцы и артиллеристы обеспечивали бесперебойную навигацию на Северном морском пути. Уникальная газета моряков Северного флота военного времени “Полундра, фрицы, здесь стоят матросы” напоминала своим уходящим в бой читателям, что из одной тонны норильского никеля будет произведено 25 броневых плит для советских танков, самолетов и кораблей.

Все понимали, что без этих руд и металлов не из чего будет ковать оружие Победы, а потому не жалели ни жизни, ни здоровья для того, чтобы добыть их и доставить в пункты назначения.

Немцы отлично представляли себе колоссальное значение Севера для обеспечения обороноспособности советского государства и потому постоянно делали все возможное для того, чтобы нанести по нему удары, сорвать добычу полезных ископаемых, дезорганизовать деятельность Северного морского пути.

Для этих целей, например, в августе 1942 года фашистское командование разработало специальную долговременную военно-морскую операцию в советской арктической зоне. Операция носила кодовое название “Вундерленд” (“страна чудес”). Планировалось силами морской группировки (тяжелый крейсер “Адмирал Шеер” и пять подводных лодок) прорваться в Карское море, топить там советские транспорты и боевые корабли, нарушать коммуникации на Северном морском пути, нанести мощные удары по портам Диксон и Дудинка, высадить в Дудинке морской десант из специально подготовленных в северных районах Норвегии добровольцев. Отряд десантников подбирался с особой тщательностью. В него вошли не только немцы, владевшие русским языком, но также шведы и норвежцы из фашистских формирований “квислинговцев”. Задачи перед этими отборными головорезами ставились две: проведение диверсий на объектах порта Дудинка и Норильского горно-металлургического комбината. Причем, учитывая то, что в своем большинстве рабочие комбината были заключенными, даже рассматривалась возможность организации среди них вооруженного мятежа.

Уже после освобождения Норвегии Советской Армией были обнаружены проекты обращений германского командования к заключенным Норильлага, где им обещались все земные блага в том случае, если они уничтожат производственные мощности комбината или, в крайнем случае, станут саботировать выпуск продукции.

Однако Страна чудес оказалась на редкость негостеприимной для немцев. Рейдерской группе хотя и удалось прорваться в Карское море и потопить ледокольный пароход “А. Сибиряков”, но у порта Диксон их встретили огнем всего один вооруженный ледокол “Дежнев” с четырьмя 76-мм орудиями и береговая батарея из двух 152-мм морских орудий времен первой мировой войны. Тяжелый крейсер “Адмирал Шеер” был вооружен шестью 280-мм, восьмью 180-мм и шестью 105-мм орудиями, и это, не считая торпедных аппаратов и артиллерийских орудий на пяти подводных лодках.

Во время артиллерийской дуэли немецкий рейдер получил повреждения, поэтому было принято решение, не дожидаясь советских бомбардировщиков и торпедоносцев, отказаться от высадки десанта и убираться как можно быстрее в воды Северной Норвегии. Но на отходе пять подводных лодок противника все же были уничтожены советскими летчиками. На дне Карского моря вместе с ними нашли себе могилу и отборные десантники, которым так и не удалось выполнить ответственное задание германского командования.

В сентябре 1943 года немцы опять попытались блокировать Диксон двумя подводными лодками, но и в этот раз их ждала неудача. Чтобы надолго отбить у противника охоту залезать в сибирские закрома, на Диксоне в марте 1944 года была создана Карская военно-морская база, оснащенная достаточными морскими и береговыми силами.

Наш Север был надежно защищен от посягательств врагов, и в свою очередь не остался в долгу перед Отечеством. Он исправно снабжал оборонные предприятия необходимым сырьем и материалами до конца Великой Отечественной войны и после нее. Русский Север был и останется кладовой ценнейших полезных ископаемых, страной, жители которой, проявляя лучшие черты северного характера, сумели выстоять не только в лихую военную годину, но и сегодня уверенно, настойчивым трудом выводят свой регион из экономического кризиса.

Андрей КРАВЧИНСКИЙ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить