Секретные Маршруты

Поезд, который ушел под откос истории

В объятой огнем войны Европе этому поезду везде давали зеленый свет. Но он нес с собой огонь разрушений и пожарищ. Сегодня мы публикуем материал, основанный на собственноручных показаниях главного телохранителя Гитлера - начальника его личной охраны группенфюрера СС и генерал-лейтенанта полиции Ганса Раттенхубера.

ВЫЕЗДЫ НА ГРАНИЦУ И НА ФРОНТ

Показания плененного высокопоставленного эсэсовца касаются одной из сторон управления войсками и государственной, политической деятельности руководителя фашистской Германии и связаны с его поездками на Восточный фронт и встречами с руководителями союзной Италии. Речь, в идет и о спецпоезде фюрера, в котором он совершал эти поездки.

Руководство советской военной контрразведки СМЕРШ сочло показания Раттенхубера столь важными, что направило их лично И.Сталину. Тем более что вождь питал особый интерес к тому, что касалось личности и образа жизни фюрера за рубежом.

Итак, что же узнал Сталин из доклада начальника Главного управления контрразведки СМЕРШ Виктора Абакумова?

Специальный поезд Гитлера состоял из 15 вагонов: вагон Гитлера, вагон имперского руководителя прессы, вагон с узлом связи, два салон-вагона, вагон-баня, два вагона для свиты и войсковых подразделений, два спальных вагона, два багажных вагона, вагон для охраны, две бронеплощадки с зенитными скорострельными артиллерийскими установками калибра 20 мм, имевшие между собой телефонную связь.

Вагон фюрера был довольно просторным. Начиная с 1942 года он обедал в нем во время поездок, в то время как раньше обычно ходил на обед в салон-вагон. Кроме купе Гитлера, имелись также отдельные купе для его личного адъютанта, для адъютанта армейского и для личного слуги - штурмбанфюрера Линге.

Было учтено и особое пристрастие фюрера часто принимать теплую ванну, для чего в вагоне оборудовали специальное помещение. Одно купе для руководителя "третьего рейха" превратили в служебный кабинет.

Группенфюрер СС Раттенхубер специально отмечает выезды Гитлера на границу. Он выезжал спецпоездом еще в 1940 году для осмотра французских пограничных укреплений, а в 1941 году - на франко-испанскую границу, для встречи с главой испанского профашистского режима генерала Франко. Во время одной из таких поездок на границу фюрер также встречался с французским маршалом Петеном.

За исключением совместного вылета на фронт с Муссолини все остальные поездки Гитлера были проведены неожиданно, и поэтому никакие подготовительные охранные мероприятия проведены не были, тем более что он приезжал на фронт всего на несколько часов. По прибытии вождя местные органы СД немедленно принимали все необходимые меры по его охране.

ФЮРЕР И ДУЧЕ ЕДУТ НА УКРАИНУ

В Бресте Гитлер и Муссолини посетили крепость, в которой летом 1941 года до конца держал оборону немногочисленный советский гарнизон.

По прибытии в Умань была разбита палатка, где фельдмаршал Клюге доложил руководителям Германии и Италии обстановку на фронте, затем они выехали на автомобилях в окрестности города.

Интересный факт: фюрер и дуче встретили в пути несколько грузовиков с итальянскими солдатами, которые были крайне удивлены, увидев здесь, в тылу Восточного фронта, Муссолини.

Во время этой поездки Гитлер два раза питался из солдатского котла. Ничего, выдержал, хотя в пище был привередлив как вегетарианец.

Далее Ганс Раттенхубер делает отступление и дает показания о приезде дуче в "третий рейх" еще до войны. Тогда, в 1937 году, весь железнодорожный путь от итало-германской границы до Берлина охранялся полицейскими - на расстоянии прямой видимости.

В Мюнхене и Берлине за 30 минут до прибытия поезда движение транспорта и пешеходов в районе маршрутов Гитлера и Муссолини было закрыто. Пассажиры выводились запасными путями на боковые улицы.

В ставку ОКХ (командование сухопутными силами) поездка совершалась по железнодорожной ветке, соединявшей эту ставку со ставкой фюрера. В этом случае также были приняты усиленные меры охраны в пути.

Но вернемся к поездке Гитлера и Муссолини на Украину, в Умань. Она совершалась спецпоездами до ставки "Рере" ("Тоннель"). Охрана осуществлялась силами СС и полиции. Так как к ставке "Рере" вела одна колея, то фюрер часть пути проехал на автомашине и встретил затем спецпоезд Муссолини. Вслед за этим подоспел и спецпоезд Гитлера.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Вагон фюрера не был бронирован, поэтому в 1944 году было запланировано сооружение бронированного, но в связи с осложнением ситуации на фронтах войны довести это дело до конца не успели.

Весь персонал поезда Гитлера с 1938 года был постоянным и контролировался тайной полицией. Все сопровождавшие, включая офицеров, были поставлены на специальный учет имперской службы безопасности. Продукты для спецпоезда поставлялись железнодорожной компанией "Митропа" под контролем начальника салон-вагона гауптштурмфюрера Крюкена.

Маршруты держались в строжайшем секрете, причем составлялись таким образом, что нельзя было понять, когда Гитлер будет пользоваться поездом. О его прибытии гостям объявляли примерно за час. Гитлер нередко вместе с охраной входил или выходил из состава с другого вокзала, нежели гости. В ночное время все вагоны были заперты, кроме вагона охраны. Впереди спецпоезда двигался еще один состав.

Если Гитлер находился в ставке, то поезд через неопределенные промежутки времени перемещался со станции на станцию. Состав все время был под парами, что налагало зимой особые трудности на обслуживающий персонал.

ПАРИЖ - БРЕСТ - СМОЛЕНСК - РИМ

О поездках Гитлера на фронт Раттенхубер рассказывает детально. Во время войны с Польшей Гитлер выезжал в район Кульмана на Висле, в г.Кельцы, на реку Сан, в район Лодзи и совершил две поездки под Варшаву, в район боевых действий.

Во время войны с Францией фюрер посещал фельдмаршала Клюге в Бастони, был также в г.Лилле, на реке Ипр, в г.Дюнкерке и совершил полет в Париж, где знакомился с достопримечательностями города.

Во время войны с Советским Союзом в 1941-1942 гг. Гитлер вылетал в города Брест и Умань, в районы городов Рига и Минск, в Мариуполь к фельдмаршалу Клейсту, в Полтаву к фельдмаршалу Рейхенау и в Смоленск к фельдмаршалу Клюге.

В 1943 году Гитлер вылетал в Запорожье к фельдмаршалу фон Манштейну и вторично посетил фельдмаршала Клюге в Смоленске.

И снова отступление во времени. В мае 1938 года Гитлер выезжал в Италию. Для организации его охраны был создан "охранный штаб" во главе с итальянским министром внутренних дел Бокини. Его заместителем являлся начальник 4-го управления РСХА группенфюрер Мюллер. Да-да, тот самый Мюллер. Был ли рядом Штирлиц, история и писатель Юлиан Семенов умалчивают. А сюжет интересен...

Подготовка спецпоезда фюрера началась за несколько недель до поездки. Был проведен усиленный контроль на итало-германской границе, в портах, на дорогах.

Поездка фюрера в Италию проходила по железной дороге в двух спецпоездах. С итало-германской границы до Рима по обеим сторонам пути были выставлены воинские части. Каждому железнодорожному чиновнику придали сотрудника криминальной или политической полиции - для контроля. На паровозах находились немецкие инженеры. Тщательно отобранное "население" - главным образом члены фашистских организаций "сердечно" приветствовали берлинского гостя.

В пути фюрер ненадолго показывался у окна и отвечал на приветствия. Из вагона не выходил. На остановках личная охрана плотно окружала вагон. Перед спецсоставом Муссолини двигался специальный форпоезд.

На примере показаний начальника личной охраны Адольфа Гитлера группенфюрера СС Ганса Раттенхубера, доложенных Сталину, видно, какое внимание уделялось в "третьем рейхе" безопасности фюрера. Безопасность вождя в его поезде гитлеровцы обеспечить сумели. Но вот сам поезд фашистской Германии ушел под откос истории. Немецкий народ заплатил слишком дорогую цену за политику агрессии и войны.

Владимир РОЩУПКИН.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить