АГРЕССИЯ: ОТПОР ИЛИ ПРИМИРЕНИЕ? Какой путь избрать российскому руководству

Пятидесятилетие НАТО отмечено самым достойным образом. Воздушные удары по Югославии подвели итог многолетним спорам о том, является этот военно-политический союз оборонительным или агрессивным. За полвека существования НАТО у нее наверное было немало страхов в ожидании возможных действий потенциального противника. Но реально ни от кого обороняться не пришлось. Зато обвинения в ее агрессивной направленности полностью подтвердились. Сегодня она сеет смерть на югославской земле и грозит разжечь в Европе пожар, самый крупный со времен Второй мировой войны.
Всем понятно, что администрация Клинтона решилась на предпринятый акт в полной уверенности своей безнаказанности. После развала СССР, считает она, нечего теперь стесняться и нужно ясно показать, кому теперь принадлежит место Повелителя нового мирового порядка: пусть никто не смеет перечить нашей воле. И действительно, теперь мало кто может это себе позволить. Даже такая крупнейшая в мире страна как Китай поспешила откреститься от примаковского намека на возможность заключения тройственного пакта России, Китая и Индии.
Ситуация мирового единовластия открывает неограниченные возможности для произвола, порою, граничащего с безумием. Все прекрасно понимают, что дело не в косовских албанцах. Их недовольство, в какой-то мере оправданное, но и сильно подогреваемое извне, используется в целях достижения американских интересов – через давление на Югославию приструнить Россию и показать ей ее место в новом раскладе сил. Американцы не глупы, они прекрасно понимают российскую заинтересованность в югославских делах, но решили проверить, насколько крепко Ельцин сидит в их кармане. Попытается ли выскочить оттуда, выйдя из международных санкций по Югославии, или ограничится сотрясанием воздуха в больничной палате относительно своего почему-то никем не замеченного “морального превосходства”.
Почему из множества межнациональных конфликтов, происходящих в мире американцы так сильно “озаботились” именно косовским? Почему им не пришло в голову бомбить Лондон из сочувствия северным ирландцам, или Мадрид из-за басков, или Стамбул, чтобы поддержать требования курдов, или, наконец, Москву в ответ на ее действия в Чечне? Потому что во всех названных случаях сепаратистские движения подавляются теми, кто признал и подчинился американскому диктату. А Милошевич не признал и его надо наказать вместе с теми, кто его возвел во власть. Такая мораль. Проамериканские режимы могут творить что хотят, а других надо проучить и предупредить.
От натовских бомбежек пока погибают сербы. Но разрывы и грохот этих бомб предназначены для российских глаз и ушей. Вот что будет со всеми, кто будет перечить нашей воле! Большинство Совета Безопасности послушно и постыдно поддержало агрессию и это, конечно, свидетельство американского господства над миром. Сами американцы и множество их поклонников в других странах полагают, что в этом нет ничего плохого, ибо они несут благоденствие народам.
Если бы это было так, то я всей душей тоже поддерживал бы американцев. Но не вижу, что это так. После окончания холодной войны они не стали работать над созданием нового мира для всех, как, например, предлагал Горбачев, а немедленно воспользовались обстановкой в собственных интересах: подкупили российское руководство, с его помощью провели такую либерализацию и приватизацию, что у власти встал Криминал, а капиталы потекли за рубеж. США вытеснили нас из всех рынков и лишили даже тех скромных валютных поступлений, которые мы имели в советское время. Теперь унизительно держат нас на поводке и как величайшее благодеяние по чайной ложке выдают нам наши же капиталы, но уже в виде кредитов МВФ.
Не вижу, что это хорошо, а вижу как это плохо для моей страны и для окружающих меня людей. Так что при всем моем уважении к американскому народу и его культуре я настаиваю на противодействии наносящей ущерб моей стране американской политике. Натовская агрессия в Югославии задевает наши интересы, это наказание непокорных унизительно и для нас. Должно быть совершенно ясно: если Запад так собирается обращаться с нами, то нам будет не по пути. Едва ли мы теперь вернемся к прежним отношениям. Время иллюзий кончилось и прозападная партия полностью дискредитирована в глазах населения. Тем не менее, было бы очень нежелательно откатиться к временам холодной войны. От этого российское руководство сможет нас удержать только в одном случае. Если своими действиями снимет с себя подозрения и обвинения в прислужничестве перед Западом и с подобающим достоинством начнет отстаивать наши собственные интересы в международных делах.
Пустой риторике никто не верить и на это не следует рассчитывать. Нужны реальные противодействия агрессии.
Во-первых, незамедлительно выйти из режима международных санкций по Югославии и оказать ей всяческую помощь за исключением посылки военного контингента. В войну не ввязываемся, но помощь друзьям – святое дело. Ко всяким внутренним крикам и внешним окрикам отнестись с тем же пренебрежением, с каким они отнеслись к нашим предостережениям.
Во-вторых, немедленно выступить с инициативой созыва международной конференции по автономии малых народов и представить на ее рассмотрение проект единого статуса автономии для косовских албанцев, турецких и иракских курдов, испанских басков, российских чеченцев. Должен быть не произвол в решении этих вопросов, а единые международные требования предоставления автономии национальным меньшинствам.
В-третьих, разорвать всякие отношения с НАТО как с открыто агрессивной и преступной организацией и развернуть кампанию за ее ликвидацию, а в отношении виновников агрессии требовать возбуждения уголовных дел и рассмотрения их Международным трибуналом.
В-четвертых, предпринять новые и усилия по формированию невоенного союза трех держав Китая, Индии и России как противовеса американскому гегемонизму.
Осуществление мер в этих направлениях, конечно же, вызовет истерию в широких рядах российских квислингов, которые давно поставили крест на своей стране и живут подачками из-за рубежа. Но теперь они окончательно изолированы от своего народа и их суждения можно всерьез не принимать. Что касается руководства страны, то ему следовало бы понять, что одними западными поклонами оно не может жить. Прежде всего, ему нужен авторитет в глазах собственного населения. Печальные последствия реформ свели “на нет” этот авторитет. Но нет худа без добра, американская агрессия предоставила российскому руководству шанс его восстановления, если оно сумеет этим воспользоваться. Нет никакой другой возможности объединить расколотые и противостоящие части российского населения кроме как осознаваемой всеми необходимости отпору агрессии. Если президент и правительство заставят отступить агрессора, пожалеть о содеянном, то докажут, что не все потеряно и с ними еще можно иметь дело. Если президент пойдет на выход из санкций по Югославии, то тем докажет свою верность национальным интересам и лишает импичмент смысла. Если он на это не пойдет, то как раз подтвердит его необходимость.
И самое последнее. Не следует опасаться внешних осложнений. Надо иметь в виду природу всякого агрессора: чем больше ему уступают, тем больше он наглеет. Если мы унизительно будем склонять голову перед силой, то нас и дальше будут пинать ногой. Но если мы поведём себя с достоинством, то с нами будут считаться, и мы сможем отстаивать свои интересы.

Солтан Дзарасов,
доктор экономических
наук, профессор.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить