Комментарий дня ВОЙНА ВСЕ СПИШЕТ?“Ветеран” информационных войн назначен руководителем кремлевской администрации. От того, кто станет секретарем Совбеза, зависит жизнь последнего олигарха Покушение на президента Чечни Масхадова

Комментарий дня
ВОЙНА ВСЕ СПИШЕТ?

“Ветеран” информационных войн назначен руководителем кремлевской администрации. От того, кто станет секретарем Совбеза, зависит жизнь последнего олигарха
Покушение на президента Чечни Масхадова имело, скорее всего, простую причину — на начало этой недели чеченский лидер должен был вылететь в Москву, чтобы встретиться с Примаковым и продемонстрировать последнему документы, убедительно показывающие причастность к взрыву во Владикавказе, похищению Шпигуна и ряду других дел определенных сил в Москве.
Сегодня уже многие прослеживают связь между грядущим делом швейцарской строительной фирмы и вбросом компромата на российского генпрокурора. Однако на фоне национального траура еще никто пока не решился присовокупить к цепочке событий и взрыв во Владикавказе, абсолютно бессмысленный для любой из противоборствующих в регионе сил и очень своевременный для того, чтобы отвлечь внимание Москвы.
А из Москвы все это выглядит очень логично.
Березовский, раньше всех понявший, что вторая информационная война ведется всерьез и ставка в ней не деньги, а жизнь, почувствовал, что теряет главнейшего союзника — Татьяну Дьяченко. Не очень искушенная в политике и “бизнесе по-русски”, да и в целом не очень умная дочь президента запуталась в копеечном, по кремлевским меркам, деле вокруг лоббирования интересов строительной фирмы, от подрядов которой на ремонт правительственных зданий кормилось всесильное ведомство Павла Бородина. Самой Татьяне доставались, судя по всему, крохи. Но дело, развивавшееся под присмотром Скуратова, выставило ее самым, пожалуй, ярким фигурантом очень скверно пахнущей истории.
Березовский навряд ли имел к мелкому воровству на строительных подрядах какое-либо отношение. Да и кассета со Скуратовым, а также многими другими деятелями высшего эшелона российской политики, снятая на "нехорошей" квартире около столичного кинотеатра "Ударник", попала к нему достаточно случайно. Просто была продана одним из организаторов "блатхаты" для начальства из чисто корыстных соображений.
Вокруг подрядов на ремонт государственных зданий было много вопросов еще несколько лет назад. В частности, по просьбе Геннадия Селезнева, тогда рядового депутата Госдумы, мне пришлось разбираться с этим делом. Уже тогда руководитель одного из российских строительных трестов в звании генерал-лейтенанта задавал вопрос, почему управление делами президента поручает столь выгодный подряд иностранцам, когда только в его организации до восьми тысяч человек сидят без работы и зарплаты? Глядя на турок-строителей, мало походивших на профессионалов, а более всего — на нищих анатолийских крестьян, принципы, по которым отдавалось предпочтение иностранному подрядчику казались более чем загадочными. Однако весьма подробная статья в "Правде", увидавшая свет еще осенью 1994 года, прошла абсолютно незамеченной как начальством, так и "общественным мнением". Зато фотография особняка, приобретенного Дьяченко в Германии, обошла, наверное, все отечественные газеты. Первая дочь государства основательно "вляпалась".
Когда президент оказался публично "опущен" Советом Федерации, а Николай Бордюжа откровенно продемонстрировал близость к премьеру и дистанцировался от команды президента, "коллективному Распутину" осталось только прибегнуть к сильному средству. После похищения Шпигуна, тоже пропавшего по случаю обострения обстановки в Москве, кавказский сценарий оказался самым легко реализуемым. Тем более, это не требовало подключения спецслужб, которые сегодня ориентируются на премьера.
Теракт во Владикавказе практически не готовился. Бомба с часовым механизмом была заложена на скорую руку, без соблюдения жестких правил конспирации. Версии, призванные сбить следствие и общественное мнение с толку, не отрабатывались. По стилю похоже на операцию, целиком спланированную и осуществленную местными средствами, впопыхах, но по категорическому приказу из Москвы. Кто в состоянии сегодня отдавать такие приказы?
Обычно эффективные контакты с чеченскими боевиками, касательно ли розыска и выкупа заложников, касаемо ли других вопросов связывают с именем замминистра МВД Рушайло. Именно его контакты располагаются в тех районах Чечни, что прилегают к ингушской границе. Скорее всего, именно там содержится похищенный генерал Шпигун. И именно там находятся наиболее непримиримые противники президента Масхадова, на которого в минувшее воскресенье было совершено покушение.
Впрочем, назначение новым главой президентской администрации Александра Волошина, по должности, очевидно, возглавляющего теперь комиссию по расследованию и терактов, и ситуации с генпрокурором, не оставляет надежды на скорое прояснение этих дел.
Когда СМИ называют Волошина "малоизвестным" деятелем, они лукавят. Именно этот незаурядный, чрезвычайно умный человек стоит у истоков ряда активных мероприятий как первой, так и второй информационных войн. Что руководителям СМИ либо известно, либо они не так уж и руководят “вверенными” им органами. Связывают его с Автомобильным Всероссийским альянсом, а, следовательно, — Березовским. Но почему-то следом считают это назначение "случайным". И ничего не говорят о банке, который возглавлял Волошин, в котором банке контроль, по общему мнению, принадлежал чеченцам. Банк, кстати, лопнул. А г-н Волошин стал главным экономистом в администрации журналиста Юмашева, то есть причастным и к имущественным интересам семьи. Все случайности?
В ближайшее время будут предприняты попытки назначить генерала Рушайло секретарем Совета безопасности. Если это произойдет, администрация президента станет таким противовесом правительству, что роль генпрокурора окажется просто второстепенной. Если этого не случится, то Березовскому просто некого будет рекомендовать на Совбез: Лебедь губернаторства не оставит, а других генералов у Бориса Абрамовича не припасено.
В случае если что-то не заладится, московские политики, дабы отвлечь внимание публики от взяток при получении строительных подрядов одной влиятельной дамой, вполне способны затеять еще одну чеченскую войну. Возможный исход — вопреки Кремлю какой-нибудь энергичный генерал может эту войну выиграть и вернуться в столицу диктатором. Неспроста Киселев в "Итогах" заговорил о Де Голле.

Анатолий БАРАНОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить