ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА РОССИЙСКИХ АВИАНОСЦЕВ Вслед за “Киевом”, “Минском”, “Новороссийском” и “Адмирал Горшков” тоже будет продан на металлолом?

Этот авианесущий крейсер, краса и гордость советского Военно-морского флота вошел в строй действующих кораблей под именем “Баку” в декабре 1987 года, всего одиннадцать с небольшим лет назад. Молодой еще авианосец в 1991 году получил наименование “Адмирал Горшков”. Он был назван в честь дважды Героя Советского Союза адмирала флота Советского Союза Сергея Горшкова, бывшего главнокомандующего ВМФ.
Срок эксплуатации кораблей этого класса не менее 25 лет. Но вот не исполнилось и половины этого срока, а крейсер уже в разряде устаревших. И ему, как его предшественникам — кораблям этого же класса “Минску” и “Новороссийску”, прослужившим половину отпущенного им срока, грозит продажа за рубеж на металлолом. Самый же первый авианосец “Киев” был продан за рубеж по цене дешевле металлолома. Неужели крейсер “Адмирал Горшков” повторит судьбу проданных старших собратьев! Что из себя представляет авианосец “Адмирал Горшков”? Водоизмещение — 44.700 тонн. Длина — 273 метра, ширина — 56, 2 метра, осадка — 9, 7 метра. Мощность главной энергетической установки — 200 тысяч лошадиных сил. Скорость полного хода — 29 узлов. Автономность плавания — 30 суток.
Крейсер отлично вооружен. 12 пусковых установок комплекса “Базальт”, 4 блока зенитных управляемых ракет “Кинжал”, три ракетно-бомбовые установки, 10 артиллерийских орудий...
Но главным оружием “Адмирала Горшкова” является авиационный комплекс. Корабль и создавался специально для базирования нового поколения самолетов вертикального взлета ЯК-141. Эти машины КБ имени Яковлева прошли на авианосце летно-технические испытания. Они установили, к слову сказать, пять мировых рекордов.
И вот этот крейсер за десять лет пребывания в боевом строю всего один раз нес боевую службу в составе нашей бывшей средиземноморской эскадры и в Северной Атлантике. А потом четыре года стоял “на бочке” в Кольском заливе. Лишь изредка выходил на недельку-другую в Баренцево море. Не дальше.
Так в чем же дело? А в том, что таково отношение нынешнего государства к армии и флоту. На словах оно за то, чтобы укреплялась обороноспособность страны, повышалась боеготовность вооруженных сил. А на деле? На деле, армия и флот разваливаются от безденежья. Ни один из названных выше крейсеров, кроме авианосца “Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов” не имел даже своего причала. Они прозябали, расходуя отпущенный им моторесурс, на рейде.
Теперь, судя по всему, “Адмирал Горшков”, нуждающийся в ремонте, уж никогда снова не войдет в боевой состав флота. Денег на ремонт нет, и в ближайшем будущем, дело ясное, их взять негде. Так что пламя в корабельных топках уже не загорится.
Года три назад, свидетельствуют военные моряки, уже состоялись предварительные переговоры с Индией о продаже ей российского авианосца. Индийский главнокомандующий ВМС посетил Северный флот, побывал на корабле. Авианосец ему понравился...
И уже северодвинские и санктпетербургские корабелы начали состязательность в борьбе за заказ на ремонт и предпродажную подготовку авианосца. Впрочем, его экипаж пока еще не теряет надежд на лучшую долю своего корабля. Сбудутся ли их надежды? Моряки “Киева”, “Минска”, “Новороссийска” тоже надеялись...
А что же с “Адмиралом флота Николаем Кузнецовым”? Он, как и названные крейсеры, только один раз был на океанской служба. После нее два года провел у заводского причала в ремонте. Но и после недавнего нового ввода в строй пребывает у причальной стенки. Специалисты подсчитали, что лишь на одну полную заправку авианосца потребуется столько топлива, сколько было на всех складах ГСМ Северного флота 60 лет назад. Где же взять эдакую то прорву топлива для одного корабля?
Два дня назад в главную базу Северного флота — Североморск прибыл большой противолодочный корабль “Адмирал Чебаненко”. Его встречали североморцы как на большой военно-морской праздник. Как же, корабль XXI века! Последний крупный боевой корабль, пополнивший российский флот. Других пока не предвидится — кораблестроительные цехи пусты. Нет денег, нет готовых проектов.
Не ждет ли и этот, созданный по последнему слову науки и техники боевой корабль судьба славных наших авианесущих крейсеров? Не хочется в это верить, даже думать об этом не хочется.

Василий ИЗГАРШЕВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить