С миру по нитке

Тракторный завод в Волгограде — такой же символ города, как и Мамаев курган. Он не останавливался даже в самые жестокие дни Сталинградской битвы, и танки с главной сборки шли прямо в бой.

Реформы наших демократов сделали невозможное: главный контейнер ВГТЗ остановился. Из тридцати тысяч инженеров и рабочих в цехах осталось 14 тысяч. Как жить дальше?

Владимир Кабанов, председатель совета директоров АО “ВГТЗ”, рассказывает мне о тех отчаянных усилиях, которые позволяют гиганту все еще держаться на плаву.

— На следующей неделе не заседании Волгоградской облдумы будет решаться вопрос о создании двух экономических зон на нашем заводе. Слишком долго и непонятно для читателей перечислять все меры, которыми мы реформируем систему управления и производства. Скажу только, что после создания этих зон будет на 2,5 миллиарда рублей сокращена налогооблагаемая база. Но, как мы рассчитали, за счет промышленного подъема общий сбор налогов даже возрастет. Так что государственный бюджет не пострадает. Более того, без подъема отечественной промышленности выход из кризиса вообще невозможен — это закон всей цивилизованной экономики.

Конечно, спад производства чудовищен. Но ведь и сейчас каждый второй российский трактор производят в Волгограде. Собственником предприятия остается наш коллектив, которому принадлежит 51 процент акций. С подъемом тракторного производства есть надежда вытащить его из кризиса.

Создание двух зон на заводе — это новый подход к управлению экономикой. И очень важно, что это происходит в условиях работающего, а не лежачего предприятия. Ведь кроме глобальных реформ у нас есть и текущие наработки, которые медленно, но верно помогают нам сокращать разрыв хотя бы в зарплате рабочим. Сейчас дисбаланс получки — четыре месяца, а недавно был год. Мы заключили договор в городском трамвайно-троллейбусном управлении и ремонтируем в цехах трамвайные тележки. С энергетиками договорились о снабжении наших цехов электроэнергией и газом.

Как говориться с миру по нитке. А поскольку наш крестьянин и сейчас не может купить трактор, мы стараемся развить экспортное производство. Недавно в Ирак отправлено 250 новых машин, они уже оплачены. Сейчас для Ирака же заканчиваем сборку второй такой партии. Поступили заказы из более или менее благополучных регионов России — Татарстана, Башкирии, Краснодарского края. Из этих денег мы выплатили зарплату людям за два месяца, рассчитались с Пенсионным фондом, вернули часть долгов по кредитам. Но все равно приходится нелегко...

Андрей ЧЕРКАСОВ.
Волгоград.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *