“Сквозь призму июня 41-го…”

В последних числах мая, когда над Югославией вовсю бушевало пламя вооруженной агрессии, в Варшаве, столице молодого натовского государства, состоялась весенняя сессия парламентской ассамблеи НАТО. раньше она называлась Североатлантической ассамблеей.

Федеральное собрание России, в частности, ее верхняя палата, традиционно участвует в сессиях ПА. На этот раз, когда 19 стран Североатлантического блока во главе с Соединенными Штатами, развязали агрессивную бойню на Балканах против Югославии, высказывалось сомнение, стоило ли нам участвовать в Варшавской сессии.

Но на сессии должны были наряду с другими обсуждаться доклады, в которых прямо заинтересованы российские парламентарии. “Политика и стратегия НАТО в свете конфликта в Косово”, “Калининград: источник напряженности или импульс к сотрудничеству” непосредственно касаются нас, нашей безопасности. значит, надо ехать. Мне, как заместителю председателя Комитета палаты по вопросам безопасным и обороны, было поручено возглавить делегацию и выступить на сессии. Вместе со мной в Варшаву поехали член Комитета СФ по международным делам В. Макеев, эксперты наших комитетов.

Должен сказать, что съездили мы не зря. Темы наших и других докладов, дебаты, развернувшиеся вокруг них, сосредоточенные на урегулировании кризиса в Югославии, на отношениях между Россией и НАТО в свете новой стратегической концепции Североатлантического альянса вызвали глубокий интерес участников сессии. Не могу не отметить, что и натовские парламентарии, и польская общественность придали большое значение приезду российский делегации в Варшаву, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях председателя Парламентской ассамблеи, других ораторов, во время официальных приемов у государственных деятелей Польши.

На заседании Политического комитета обсуждалась новая стратегическая концепция НАТО, принятая в апреле 1999 года на Вашингтонском саммите и поддержанная как национальными парламентами стран НАТО, так и Парламентской ассамблеей альянса. Главным предназначением блока по-прежнему декларируется обеспечение безопасности и поддержание мира и стабильности на евроатлантическом пространстве. Кроме того, Североатлантический союз официально взял на себя функции урегулирования кризисных ситуаций, причем не только в зоне его ответственности, но и за ее пределами, в том числе без соответствующего мандата Совета Безопасности ООН. подчеркивалась ведущая роль США в НАТО. И это не может не настораживать. В памяти невольно возникали прямые сопоставления с обстановкой в Европе накануне нападения фашистской Германии на СССР.

представители Германии, Франции и Италии говорили о новой модели оборонной безопасности в Европе. Однако нерешенным остался вопрос, кто возьмет на себя бремя расходов по осуществлению этой модели, какая европейская организация?

Не все участники сессии согласились и с положением новой стратегической концепции НАТО в отношении действий блока в обход Совета Безопасности ООН. с критикой этого положения выступили парламентарии из Канады, Италии, Финляндии и России.

В докладах и выступлениях вновь поднимался вопрос о расширении НАТО. В частности, председатель парламентской ассамблеи Х. Руперес высказался за необходимость создания в Юго-Восточной Европе “пояса безопасности”, для чего привлечь в альянс Румынию, Болгарию, Словению и Словакию, а в перспективе — Албанию, Македонию и Хорватию. Напрашивается вывод, что речь идет о создании “пояса” вокруг Союзной Республики Югославии. А в перспективе — выдвижение блока непосредственно к границам России. И опять нельзя отделаться от воспоминаний о событиях полувековой давности. Тогда тоже создавались агрессором “блоки”, “пояса”, “кордоны”.

Центральной темой заседания Комитета по обороне и безопасности стало урегулирование ситуации вокруг Косово.

Российская тема нашла отражение в проекте специального доклада о Калининграде. По мнению докладчика У. Ромки (Канада), город Калининград является источником напряженности не только с точки зрения сосредоточения там российских войск, но и с точки зрения неурегулированности вопросов по транзиту между Россией, Польшей, Белоруссией и Литвой. Пришлось напомнить парламентариям НАТО, что их представители в марте 1999 года были приняты в Генштабе ВС России и имели возможность лично убедиться, что численность российских войск в том регионе не представляет ни для кого никакой опасности.

Представитель польской делегации Л. Пастусяк обратился к нашей делегации с просьбой поддержать усилия парламентариев по организации встречи в Калининграде представителей парламентов четырех стран (на предыдущие два обращения российской стороной был дан отрицательный ответ).

В работе на весенней сессии наша делегация ставила своей целью не просто донести до парламентариев натовских стран и членов ассоциированных делегаций позицию России (она известна всем и не требует дополнительных разъяснений), но и убедить их принять все меры к немедленному прекращению огня на Балканах. Эта задача решалась как в официальных выступлениях, так и в частных беседах с участниками сессии.

Особой остроты достигли дебаты по Декларации по Косово на пленарном заседании Ассамблеи. В проект Декларации было внесено 86 поправок (9 из них — от делегации Совета Федерации). Некоторые представители Великобритании, Италии, Греции в своих поправках ставили вопрос о незаконности военных действий НАТО, об суждении не только правительства Милошевича, что Запад делает постоянно и особенно крикливо, но и Турции за ущемление прав курдов. Конечно, такие поправки были обречены.

Делегация Совета Федерации провела ряд двусторонних встреч с парламентариями других стран. Особое внимание уделялось контактам с членами делегаций бывших советских республик — Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдовы, Грузии.

Вот на этом стоит, по моему, остановиться подробнее. Дело в том, что позиция многих представителей постсоветских республик на заседания ПА является откровенно пронатовской, антироссийской. И это понятно. К примеру, глава делегация Беларуси, бывший председатель Верховного Совета республики М. Гриб, ничего иного, кроме антироссийских взглядов не мог выразить. А. Лебедко провокационно назвал своего президента Лукашенко старшим братом Милошевича и утверждал, что главной целью “старшего брата”, является втягивание России в вооруженное столкновение с Западом.

Представитель Азербайджана, стремящегося вступить в НАТО, поддержал стратегию расширения агрессивного блока на Восток. Он обвинил Россию в снабжении Армении, оккупировавшей Нагорный Карабах, оружием и боевой техникой.

Грузинский парламентарий тоже поддержал политику НАТО.

Украинский представитель - известный деятель РУХа Иван Заяц заявил, что его страна разочарована итогами Вашингтонского саммита, так как там не было сказано, кто будет принят в НАТО во вторую очередь. Украина надеется, что станет скоро кандидатом на прием в члены альянса.

Молдавская представительница В. Павлюченко обвинила Москву в поддержке Тирасполя. Она попросила НАТО, чтобы блок посодействовал скорейшему выводу из Преднестровья российской 14 армии.

Ни для кого не секрет, откуда такие речи. Ларчик-то открывается просто. Все эти “представители” оплачиваются Западом. Ему хвалу и поют, его интересам служат.

Случись что, на какую сторону баррикады встанут эти “деятели”, куда они “потянут” граждан своих стран?

Виктор ОЗЕРОВ,
заместитель председателя
Комитета СФ по вопросам
безопасности и обороны

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *