Десять сюрпризов “Кинотавра”

На юбилеи принято дарить подарки и преподносить сюрпризы. То, что состоится Х-ый Открытый Российский кинофестиваль в Сочи — приятный сюрприз для любителей кино. Меняются правительства, группы финансовой поддержки, а он живет, крепнет, набирает вес и международный престиж.

Юбилейный “Кинотавр” собрал на сочинском экране все российские “киносливки”. Сражаться за главные призы фестиваля — Гран-при и “Золотую розу” — будут и маститые режиссеры, и просто талантливые. А.Сокуров с французского Лазурного берега привезет на теплый сочинский свой фильм о любви Гитлера и Евы Браун. Международное жюри в Каннах отметило сценаристов его картины “Молох”. На что сделает акцент наше, российское?

Состоять оно будет — еще один сюрприз — из председателей жюри всех прежних “Кинотавров”, за исключением выбывших по болезни (В.Войнович), продюсерству конкурсных работ (К.Шахназаров) и другим уважительным причинам (Р.Ибрагимбеков). Командовать этим “парадом” предложено бывшему министру кино России Армену Медведеву. В жюри 6-го Международного сочинского фестиваля войдут К.Занусси, Анна Жирардо и другие известные кинофигуры международного масштаба. Известно, что в этом конкурсном марафоне участвуют дебютные и вторые картины малоизвестных зарубежных режиссеров, претендующих на звания законодателей киномоды ХХI века.

Наши молодые тоже не отстают от “их”. Второй раз в Сочи будет проходить конкурс “Дебют”. И если в прошлом году были показаны работы, в основном, созданные на Киностудии им.Горького по программе “малобюджетного” кино, то теперь число представленных картин сократилось до четырех, что, может быть, и интересно. А в помощь “усохшему” “Дебюту” дипломированных режиссеров, на сочинский берег высадится десант студентов-победителей премии “Святая Анна” с киноработами грядущего века.

Что же касается основного конкурса Открытого Российского кинофестиваля, то участие в нем фильма Никиты Михалкова “Сибирский цирюльник” усугубляет соревновательную интригу этого праздника (картину покажут в День независимости России, 12 июня). Режиссер, не дав свою работу организаторам Каннского МКФ, решил представить ее в Сочи. Это — еще один сюрприз “Кинотавра”, который чуть не породил следующий: узнав о решении Н.Михалкова, А.Сокуров едва не изъял из конкурса свой “Молох”.

Кто-то считает, что “Сибирский цирюльник”, включенный в конкурс, лишил борьбу за один главных призов фестиваля соревновательной интриги, заведомо определив главного победителя “Кинотавра”. Не умаляя достоинств создателей других конкурсных работ, вряд ли можно поставить рядом с михалковским колоссом фильмы “Мама” Д.Евстигнеева, “Блокпост” А.Рогожкина, “На бойком месте” А.Сахарова, “Привет от Чарли-трубача” В.Грамматикова, “Тайну Нардо, или Сон белой собаки” В.Наумова, “Небо в алмазах” В.Пичула (последняя закончена прямо накануне открытия сочинского кинопраздника, кое-кто не успел сделать копии — и не попал на солнечный берег, кто-то догоняет идущий поезд фестиваля). И это — снова сюрприз! Какой же острой окажется борьба за обладание другой главной награды “Кинотавра”!

В числе подарков фестивалю — возможный просмотр долгожданного и многострадального фильма Алексея Германа “Хрусталев, машину!”, который, по слухам, наконец, смогли смонтировать и отпечатать.

Ну и последний на сегодня, не знаю, хороший или плохой сюрприз: Марк Рудинштейн проводит свой последний “Кинотавр”. Руководить в новом тысячелетии ХI-м Открытым Российским кинофестивалем будет уже кто-то другой. (Ну, а если читатель не досчитался обещанных десяти сюрпризов, то их, несомненно, еще преподнесут фестивальные дни и ночи в Сочи).

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить