Статью
литовского коммуниста-подпольщика Пятраса
Адомайтиса “Кто же разрушает наши ряды” задела
меня, можно сказать, за живое. Этот вопрос сейчас
задает каждый, кто задумывается над будущим
нашей страны, над судьбой революции и социализма.
Вспомним, с какой остротой вставал он накануне
ХХVIII съезда партии. Платформа ЦК КПСС к
предстоящему форуму ясного ответа на вопрос –
куда идет страна, не давала. Тезис о создании в
стране гуманного, демократического социализма
не имел в себе реального содержания. Факты нашей
действительности уже тогда убеждали, что
гуманизм и демократизм без определенных
гарантий являются фикцией, ведут к анархии.
В конце 80-х годов мы на весь мир кричали о
демократизме и гуманизме в нашей стране, и в то же
время вынуждены были увеличить корпус милиции,
вооружать милиционеров дубинками, в ряде
регионов использовать войска Министерства
внутренних дел для поддержания порядка.
Иногда хотелось угомонить наши средства
массовой информации, чтобы они поменьше шумели о
приобретенных в перестройке свободах, вроде:
“впервые за семьдесят лет”, “впервые за долгие
годы” и т.д.
Куда же нас привели? Это тревожит, это волнует
всех честных людей. Что же является причинами,
которые обобщенно можно назвать так – наших
общих бед? На мой взгляд, главная причина –
игнорирование реального социализма, нарушение
его принципов в экономике, политике, во всех
сферах общественно-полититической жизни. С этого
и начался крах коммунистических идей.
Критика основных устоев социализма составляла
главную тему большинства речей депутатов,
руководящих деятелей государства, нашего
телевидения, больших статей в газетах и журналах.
Кажется, все было сосредоточено на том, чтобы
вычеркнуть из истории эпоху строительства
социализма, очернить, заклеймить ее. В качестве
последнего акта на пути к ликвидации завоеваний
реального социализма были атаки на КПСС,
устранение ее от фактического участия в
руководстве происходящими в стране процессами. К
антисоциалистической пропаганде начали активно
привлекать также разные религиозные, церковные и
другие организации и группы.
Как это ни странно, руководство КПСС
отмалчивалось. В защиту ценностей реального
социализма в СССР от нападок на него в нашей
стране вынужден был выступить американский
коммунист товарищ М.Давидоу. В своей известной
статье “Куда движется перестройка” он
утверждал, что “революционный путь в СССР,
уничтожение эксплуатации человека человеком
является величайшим достижением истории”.
Однако, видимо, товарищ М.Давидоу не учел того,
что Верховный Совет СССР, президент и
правительство в конце восьмидесятых принимали
такие законы, которые привели к росту
безработицы, а стало быть, и к эксплуатации
человека человеком.
Вводимые рыночные отношения, внедрение частной
собственности вызвали взрыв спекуляции,
взяточниства, теневой экономики, поляризацию
общества.
Развитие всех этих процессов не является
случайностью. Они имеют под собой и
теоретическое обоснование. Теория
внеэкономического социализма наиболее полно и
сознательно была выражена в статье М.С. Горбачева
“Социалистическая идея и революционная
перестройка”. Уже сам заголовок статьи исключал
экономическую основу социализма, показывал, что
перестройка не рассчитана на развитие и
совершенствование социалистической экономики. В
ней утверждалось движение только самой идеи,
материальное же воплощение ее социализма
отрицалось.
Истинный смысл отношения Горбачева к реальному
социализму, как и всегда, скрывался за
многословием. “Наше прошлое,–– писал он,–– не
однозначно. В нем слились воедино победы и
неудачи, открытия и ошибки, светлое и
трагическое, революционный энтузиазм,
героический труд и жертвы, великие надежды и
разочарования”.
Однако, там, где речь шла конкретно о социализме в
СССР, автор забывал все высокопарные слова, он не
стеснялся в выражениях. Социализм, построенный в
СССР, для него “казарменный” и
“деформированный. Свою неприязнь, если не
сказать ненависть, к реальному социализму он
выразил в словах “деформации социализма в ходе
индустриализации и коллективизации”. Горбачев
постарался не заметить то, что не отрицалось даже
прямыми врагами СССР: пафос, трудовой героизм
рабочего класса, с которым осуществлялась
индустриализация в СССР.
Не заметил он и то, что в годы тяжелых испытаний, в
годы войны с фашизмом наш народ защищал
построенный им под руководством партии
социализм, что индустриализация и
коллективизация явились экономической основой
нашей победы над фашизмом в годы Великой
Отечественной войны. По мысли автора, народ шел
за партией не осознанно, а чуть ли не скакими-то
мифическими побуждениями. Генсек нарочно
забывал, что тем самым он отрицал роль партии как
творца исторического процесса. Не случайно он
недоумевал “как, Сталину удалось навязать
партии и всему обществу свою программу и свои
методы”. Впрочем, поскольку сам автор разрешить
этот вопрос не мог, он предоставлял решить его
“нашей истории”.
Статью М.С. Горбачева в то время выдвигали как
теоретическую основу перестройки в СССР. Замечу:
выдвигали не без одобрения Политбюро ЦК КПСС.
Конечно, если рассматривать перестройку как
отрицание реального социализма в СССР, то так оно
и есть. Но тогда надо перечеркнуть все, что было
достигнуто в СССР за годы Советской власти. Надо
забыть, что через индустриализацию бывшая
отсталая Россия превратилась в крупнейшую
индустриальную державу мира. Надо забыть, что
коллективизация покончила с вековой
отсталостью, забитостью, нищенством
многомиллионной крестьянской деревни, что она
вывела крестьян к активной творческой
деятельности. Надо забыть, что в СССР за годы
Советской власти совершена подлинная культурная
революция, что СССР, его доблестные вооруженные
силы, героический труд работников нашего тыла
обеспечили победу над фашизмом и даровали миру
свободу, избавление от фашистского порабощения.
Известно, что после публикации этого “труда”
продажного Генсека и началось активное
наступление на святая святых социализма – на
общественную собственность, на средства
производства.
Да, совершенствование социалистической
собственности, социалистических
производственных и общественных отношений было
необходимо. Но не с этих позиций руководство КПСС
подходило к этой проблеме. Не без его молчаливого
согласия дело шло к замене общественной
собственности частной.
Партийные лидеры во весь голос говорили, что
общественная собственность отчуждает
работников от средств производства, лишает его
стимулов к труду, утверждает уравниловку, лишает
человека инициативы, не дает возможности
утвердиться человеку как личности. Вся эта
клевета на общественную собственность, на
средства производства велась с буржуазных
позиций, хотя общеизвестно, что только она может
гарантировать основные права и свободы граждан,
ибо не отчуждает работника от средств
производства, а наоборот, создает равные
отношения к ним всех тружеников, что исключает
эксплуатацию человека человеком, дает
возможность обеспечить оплату по труду. И
наконец, только общественная собственность на
средства производства может гарантировать
главное право человека – право на труд.
Клеветой явилось утверждение, что труд на
предприятиях общественной собственности
обезличивает человека. Наоборот, человека
обезличивает труд на частном капиталистическом
предприятии. Рабочий же, колхозник, словом,
труженик города и деревни может проявить себя
как личность только, в условиях коллективной
деятельности. Наглядным примером этого являются
годы индустриализации страны, выдвинувшие сотни
и тысячи знатных людей, ставших известными не
только в нашей стране, но и за рубежом.
В то же время за сотни лет своего господства
капитализм не поднял ни одного рабочего на
подобный пьедестал славы. Только общественная
собственность позволила планомерно развивать
экономику и целесообразно использовать
экономические ресурсы страны. Наглядным
примером целенаправленного использования
экономических ресурсов явилась Великая
Отечественная война. Это было одним из
преимуществ нашей экономики над экономикой
фашистской Германии.
Известно, социализм нарождается в борьбе со
старыми производственными и общественными
отношениями, привычками и традициями,
частнособственнической психологией. Как всякая
вновь нарождающаяся сущность, он “раним”, он
требует поддержки. Более того, при
неблагоприятных условиях размывается старыми
силами. Этим и воспользовались реакционные,
антисоциалистические силы для ликвидации
социализма не только в СССР, но и в странах
Восточной Европы. Будущие историки, наверное,
подсчитают, сколько миллионов, или даже
миллиардов, американских долларов,
западно-германских марок, английских стерлингов
и французских франков стоила “операция” по
возвращению молодых социалистических стран в
лоно капитализма. Я знаю, мне станут возражать:
теперь капитализм, дескать, не тот, в мире
существует “новое мышление”, закладывается
общеевропейский дом и т.д.
Но вернемся к теме начавшийся дискуссии: кто же
разрушил наши ряды? Теперь однозначно можно
утверждать, что краху партии предшествовало
перерождение верхушки КПСС, зарождение
советской партийной буржуазии, оторвавшейся от
народа, думающей лишь о своем собственном
благополучии.
Крах же партии благословил ее ХХVIII съезд, который
практически начал отсчет капиталистических
реформ в нашей стране. Он не оправдал надежды
сторонников социализма, не утвердил
Коммунистическую партию как руководящую силу в
обществе, как авангард трудящихся.
Михаил
СЕМЕНОВ, рабочий, бывший член КПСС
Минск