Крах КПСС благословил ее ХХVIII cъезд

Статью литовского коммуниста-подпольщика Пятраса Адомайтиса “Кто же разрушает наши ряды” задела меня, можно сказать, за живое. Этот вопрос сейчас задает каждый, кто задумывается над будущим нашей страны, над судьбой революции и социализма. Вспомним, с какой остротой вставал он накануне ХХVIII съезда партии. Платформа ЦК КПСС к предстоящему форуму ясного ответа на вопрос – куда идет страна, не давала. Тезис о создании в стране гуманного, демократического социализма не имел в себе реального содержания. Факты нашей действительности уже тогда убеждали, что гуманизм и демократизм без определенных гарантий являются фикцией, ведут к анархии.
В конце 80-х годов мы на весь мир кричали о демократизме и гуманизме в нашей стране, и в то же время вынуждены были увеличить корпус милиции, вооружать милиционеров дубинками, в ряде регионов использовать войска Министерства внутренних дел для поддержания порядка.
Иногда хотелось угомонить наши средства массовой информации, чтобы они поменьше шумели о приобретенных в перестройке свободах, вроде: “впервые за семьдесят лет”, “впервые за долгие годы” и т.д.
Куда же нас привели? Это тревожит, это волнует всех честных людей. Что же является причинами, которые обобщенно можно назвать так – наших общих бед? На мой взгляд, главная причина – игнорирование реального социализма, нарушение его принципов в экономике, политике, во всех сферах общественно-полититической жизни. С этого и начался крах коммунистических идей.
Критика основных устоев социализма составляла главную тему большинства речей депутатов, руководящих деятелей государства, нашего телевидения, больших статей в газетах и журналах. Кажется, все было сосредоточено на том, чтобы вычеркнуть из истории эпоху строительства социализма, очернить, заклеймить ее. В качестве последнего акта на пути к ликвидации завоеваний реального социализма были атаки на КПСС, устранение ее от фактического участия в руководстве происходящими в стране процессами. К антисоциалистической пропаганде начали активно привлекать также разные религиозные, церковные и другие организации и группы.
Как это ни странно, руководство КПСС отмалчивалось. В защиту ценностей реального социализма в СССР от нападок на него в нашей стране вынужден был выступить американский коммунист товарищ М.Давидоу. В своей известной статье “Куда движется перестройка” он утверждал, что “революционный путь в СССР, уничтожение эксплуатации человека человеком является величайшим достижением истории”.
Однако, видимо, товарищ М.Давидоу не учел того, что Верховный Совет СССР, президент и правительство в конце восьмидесятых принимали такие законы, которые привели к росту безработицы, а стало быть, и к эксплуатации человека человеком.
Вводимые рыночные отношения, внедрение частной собственности вызвали взрыв спекуляции, взяточниства, теневой экономики, поляризацию общества.
Развитие всех этих процессов не является случайностью. Они имеют под собой и теоретическое обоснование. Теория внеэкономического социализма наиболее полно и сознательно была выражена в статье М.С. Горбачева “Социалистическая идея и революционная перестройка”. Уже сам заголовок статьи исключал экономическую основу социализма, показывал, что перестройка не рассчитана на развитие и совершенствование социалистической экономики. В ней утверждалось движение только самой идеи, материальное же воплощение ее социализма отрицалось.
Истинный смысл отношения Горбачева к реальному социализму, как и всегда, скрывался за многословием. “Наше прошлое,–– писал он,–– не однозначно. В нем слились воедино победы и неудачи, открытия и ошибки, светлое и трагическое, революционный энтузиазм, героический труд и жертвы, великие надежды и разочарования”.
Однако, там, где речь шла конкретно о социализме в СССР, автор забывал все высокопарные слова, он не стеснялся в выражениях. Социализм, построенный в СССР, для него “казарменный” и “деформированный. Свою неприязнь, если не сказать ненависть, к реальному социализму он выразил в словах “деформации социализма в ходе индустриализации и коллективизации”. Горбачев постарался не заметить то, что не отрицалось даже прямыми врагами СССР: пафос, трудовой героизм рабочего класса, с которым осуществлялась индустриализация в СССР.
Не заметил он и то, что в годы тяжелых испытаний, в годы войны с фашизмом наш народ защищал построенный им под руководством партии социализм, что индустриализация и коллективизация явились экономической основой нашей победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. По мысли автора, народ шел за партией не осознанно, а чуть ли не скакими-то мифическими побуждениями. Генсек нарочно забывал, что тем самым он отрицал роль партии как творца исторического процесса. Не случайно он недоумевал “как, Сталину удалось навязать партии и всему обществу свою программу и свои методы”. Впрочем, поскольку сам автор разрешить этот вопрос не мог, он предоставлял решить его “нашей истории”.
Статью М.С. Горбачева в то время выдвигали как теоретическую основу перестройки в СССР. Замечу: выдвигали не без одобрения Политбюро ЦК КПСС. Конечно, если рассматривать перестройку как отрицание реального социализма в СССР, то так оно и есть. Но тогда надо перечеркнуть все, что было достигнуто в СССР за годы Советской власти. Надо забыть, что через индустриализацию бывшая отсталая Россия превратилась в крупнейшую индустриальную державу мира. Надо забыть, что коллективизация покончила с вековой отсталостью, забитостью, нищенством многомиллионной крестьянской деревни, что она вывела крестьян к активной творческой деятельности. Надо забыть, что в СССР за годы Советской власти совершена подлинная культурная революция, что СССР, его доблестные вооруженные силы, героический труд работников нашего тыла обеспечили победу над фашизмом и даровали миру свободу, избавление от фашистского порабощения.
Известно, что после публикации этого “труда” продажного Генсека и началось активное наступление на святая святых социализма – на общественную собственность, на средства производства.
Да, совершенствование социалистической собственности, социалистических производственных и общественных отношений было необходимо. Но не с этих позиций руководство КПСС подходило к этой проблеме. Не без его молчаливого согласия дело шло к замене общественной собственности частной.
Партийные лидеры во весь голос говорили, что общественная собственность отчуждает работников от средств производства, лишает его стимулов к труду, утверждает уравниловку, лишает человека инициативы, не дает возможности утвердиться человеку как личности. Вся эта клевета на общественную собственность, на средства производства велась с буржуазных позиций, хотя общеизвестно, что только она может гарантировать основные права и свободы граждан, ибо не отчуждает работника от средств производства, а наоборот, создает равные отношения к ним всех тружеников, что исключает эксплуатацию человека человеком, дает возможность обеспечить оплату по труду. И наконец, только общественная собственность на средства производства может гарантировать главное право человека – право на труд.
Клеветой явилось утверждение, что труд на предприятиях общественной собственности обезличивает человека. Наоборот, человека обезличивает труд на частном капиталистическом предприятии. Рабочий же, колхозник, словом, труженик города и деревни может проявить себя как личность только, в условиях коллективной деятельности. Наглядным примером этого являются годы индустриализации страны, выдвинувшие сотни и тысячи знатных людей, ставших известными не только в нашей стране, но и за рубежом.
В то же время за сотни лет своего господства капитализм не поднял ни одного рабочего на подобный пьедестал славы. Только общественная собственность позволила планомерно развивать экономику и целесообразно использовать экономические ресурсы страны. Наглядным примером целенаправленного использования экономических ресурсов явилась Великая Отечественная война. Это было одним из преимуществ нашей экономики над экономикой фашистской Германии.
Известно, социализм нарождается в борьбе со старыми производственными и общественными отношениями, привычками и традициями, частнособственнической психологией. Как всякая вновь нарождающаяся сущность, он “раним”, он требует поддержки. Более того, при неблагоприятных условиях размывается старыми силами. Этим и воспользовались реакционные, антисоциалистические силы для ликвидации социализма не только в СССР, но и в странах Восточной Европы. Будущие историки, наверное, подсчитают, сколько миллионов, или даже миллиардов, американских долларов, западно-германских марок, английских стерлингов и французских франков стоила “операция” по возвращению молодых социалистических стран в лоно капитализма. Я знаю, мне станут возражать: теперь капитализм, дескать, не тот, в мире существует “новое мышление”, закладывается общеевропейский дом и т.д.
Но вернемся к теме начавшийся дискуссии: кто же разрушил наши ряды? Теперь однозначно можно утверждать, что краху партии предшествовало перерождение верхушки КПСС, зарождение советской партийной буржуазии, оторвавшейся от народа, думающей лишь о своем собственном благополучии.
Крах же партии благословил ее ХХVIII съезд, который практически начал отсчет капиталистических реформ в нашей стране. Он не оправдал надежды сторонников социализма, не утвердил Коммунистическую партию как руководящую силу в обществе, как авангард трудящихся.

Михаил СЕМЕНОВ, рабочий, бывший член КПСС
Минск

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить