Покушение на Альфреда Розенберга

Попытку уничтожить его в мае 1942 года предприняли партизаны Литвы
Среди документов, которые в 1991 году удалось вынести из партийного архива ЦК Компартии Литвы, когда Советская власть в республике была признана вне закона, находились и донесение, подписанное бывшим членом подпольного Южного обкома КПЛ, одним из организаторов действовавшей в годы Великой Отечественной войны в лесах Руднинкской пущи Тракайской партизанской бригады Михаилом Антоновичем Афониным.
Имя этого человека хорошо известно в Литве. Не один раз с рядовыми бойцами он шел в бой с ненавистным врагом, честно и достойно смотрел смерти в глаза.
В послевоенные годы М.А.Афонин возглавлял Тракайскую районную партийную организацию, затем был отозван в Москву на работу в Комитет партийно-государственного контроля.
Михаил Антонович горячо любил и ценил трудолюбивый литовский народ. Его соратники вспоминают: у него была заветная мечта – написать книгу о партизанах Литвы. К сожалению, смерть опередила его замыслы.
Ранним утром 20 мая 1942 года в Каунас прибыл специальный поезд из Берлина. В нем находился Альфред Розенберг – идеолог нацистской партии, один из самых преданных сподвижников Гитлера, обергруппенфюрер СС и рейхминистр по делам оккупированных восточных территорий. Его встречали генеральный комиссар генерального округа Литвы Фон-Рентельн, командир полиции безопасности СД штандартенфюрер Егер, военный комендант округа Юст, первый советник генерального комиссара Кубилюнас, другие высшие чины.
Фон-Рентельн тут же проинформировал рейхсминистра, как выполняется его требование о поставке в Германию 570 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции, а также 30 тысяч человек рабочей силы.
Розенберга, однако, интересовало в первую очередь, как проводятся карательные операции по массовому истреблению евреев под кодовым названием “Котбус”. Егер с большим усердием доложил ему об этом. Он хорошо знал, как в своей книге “Кровь и честь” Розенберг развил положение, согласно которому германской расе должно принадлежать все жизненное пространство, которое предстоит подчинить исключительно ее идее. Егер заявил: "Операция “Котбус” в Литве проведена в сжатые сроки. Из 153 тысяч евреев расстреляно 137 тысяч. Могу также доложить, мой рейминистр, что на литовской земле лишь те, которые успели эвакуироваться в восточные районы России.
Как бы ни были головокружительны цифры уничтожения советских граждан, Егеру пришлось доложить и о действиях коммунистического и комсомольского подполья, о нарастающем партизанском движении. Тем более что накануне приезда Розенберга в Литву народные мстители устроили в окрестностях Вильнюса засаду и взяли в плен несколько высокопоставленных немецких офицеров. В качестве ответной меры по распоряжению Егера было взято 400 человек заложников. Он похвастался также, как при помощи агентов гестапо удалось раскрыть конспиративную квартиру руководителя коммунистической организации в Каунасе Повиласа Малинаускаса и уничтожить эту самую активную группу коммунистов-подпольщиков.
Бой произошел в доме, где жил Повилас Малинаускас. В тот вечер здесь собрались на нелегальное совещание руководители патриотических организаций. Неожиданно нагрянули гитлеровцы. Повилас Малинаускас был смертельно ранен. В ходе завязавшейся перестрелки погибли еще 46 патриотов. Розенбергу были представлены найденные при обыске коммунистические листовки, наборная касса, литовские паспорта, фальшивые штемпели немецких и литовских учреждений. Кроме того, обнаружены 13 килограммов взрывчатки, оружие и боеприпасы.
Егер, однако, не ведал, что в его аппарате работал член Каунасского партийного подполья Юозас Жубикас по кличке Сауленас. Он то и известил руководство о приезде Розенберга в город. Имели своих людей подпольщики и среди железнодорожников. Они тоже доложили о предстоящем прибытии из Берлина специального поезда, хотя и не знали, кто должен в нем находиться. Но Каунасское подполье такой информацией уже располагало и доложило об этом командованию Тракайской партизанской бригады.
Народные мстители решили уничтожить фашистского палача.
Как сообщил Сауленас, Розенберг пробудет в Каунасе не более двух дней, а затем направится в Ригу, где усиленно готовились к его приезду. Было известно, что специальный поезд проследует через железнодорожные станции Ионава, Радвилишкис, Шяуляй.
Командование бригады приняло решение заложить подрывные мины под железнодорожное полотно и взорвать поезд. Наиболее удобным местом для операции партизаны определили район небольшой железнодорожной станции Кальненой. Подпольщикам Миколасу Мустейкису и Казису Симонавичюсу, работавшим в железнодорожном депо, было поручено провести разведку расположения на железнодорожном пути немецкой охраны. Взвесив их донесения, партизаны разработали подробный план операции.
...В окрестностях станции в одиночку и небольшими группами собирались мужественные партизаны. Среди них были опытные десантники, прибывшие в Литву с Большой земли для организации партизанской борьбы. На подъезде к станции они заложили двойную норму взрывчатки, на пятидесяти метровом участке отделили от шпал рельсы.
Вскоре послышался стук колес и из-за поворота показался пассажирский поезд. Он шел на максимальной скорости. Томительно тянулись последние минуты. И вот прогремел взрыв. Вздрогнула земля, эхо пронеслось во все стороны. Паровоз и девять вагонов сошли с рельс, состав полетел под откос.
Партизаны бросились к месту разбитых пассажирских вагонов. Однако там не было ни живой единой души. Оказывается, впереди поезда, в котором находился Розенберг, пустили порожний пассажирский состав. Его то и взорвали народные мстители. Где же находился в этот момент Розенберг? Специальный поезд поздно вечером 21 мая вслед за порожним составом отправился со станции Каунас, не делая ни одной остановки. Когда впереди раздался оглушительный взрыв, машинист едва успел снизить скорость и остановить поезд. Часть личной охраны рейхминистра тут же вступила в перестрелку с партизанами. Народные мстители, убедившись в своих просчетах, под прикрытием пулеметного огня своих товарищей отходили в намеченные пункты сбора. Правда, не обошлось и без потерь...
Розенбергу доложили, что порожний эшелон подорван партизанами. Палач отдал команду немедленно возвращаться в Каунас.
Ночь с 21 на 22 мая 1942 года была в городе самой тревожной. Гитлеровцы производили аресты не только всех подозреваемых, но и случайных прохожих. Разъяренный палач, прибывший в штаб-квартиру Фон – Рентельна, оправившись от испуга, был суров, как никогда.
— Задержанных и ранее взятых четыреста заложников расстрелять,— распорядился он.— Это будет ответной мерой на акт диверсии.
Фашистский палач покинул Каунас днем 22 мая. Когда специальный состав проходил мимо кучи разбитых пассажирских вагонов, от которых еще пахло гарью, Розенберг, наверняка смотрел из окна своего вагона и думал, какая маленькая случайность спасла ему жизнь.
О происшедшем покушении на жизнь рейхсминистра в донесении полиции безопасности из Литвы в Берлин 21 мая 1942 года сообщалось, что “...перед станцией Кальненай пущен род откос порожний санитарный поезд...Это преступление совершили партизаны в связи в посещением Каунаса рейхминистром Розенбергом”. Не промолчала и фашистская печать. Правда, она скрыла, что рейхминистр чуть было, не оказался в руках литовских партизан.
И все же, преступник человечества не ушел от возмездия. По воле народов решением Нюрнбергскго суда Альфред Розенберг был казнен. Правда, что однако значит его смерть по сравнению с совершенными им злодеяниями, миллионами загубленных человеческих жизней...

Владимир КОСТЫРКО.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить