Гибель реки Печоры

Прогнивший нефтепровод выбрасывает десятки тысяч тонн нефти, но ни власти Коми Республики, ни акционерные общества должных мер по предотвращению аварий не принимают.
Одной из важнейших задач моей программы, как бывшего народного депутата СССР, было спасение реки Печоры – среды обитания моего народа. С 1989 по 1991 год я восемь раз обращался с депутатскими письмами к руководству страны. Направленная на Печору Комиссия Народного Контроля СССР обнаружила массу фактов по уничтожению природы. Министерствам и ведомствам было дано указание разработать меры по строительству очистных сооружений городов и сел, промышленных предприятий, принять меры по охране прибрежных зон реки Печоры и ее притоков, строго придерживаться технологической дисциплины при строительстве буровых скважин и трубопроводов, своевременной их замене и т.д.
В первом полугодии 1990 года была разработана Программа по спасению Печоры. Однако выполнение ее практически не продвигалось, и я вынужден был вынести этот вопрос на одно из заседаний Съезда народных депутатов. В 1990 году на Печору была направлена комиссия по Чрезвычайным ситуациям Совета Министров СССР.
Как отмечалось в ее справке, проверка показала обоснованность тревоги за сохранность окружающей среды в бассейне реки. Наиболее крупными загрязнителями водоемов бассейна Печоры были названы предприятия Миннефтегазпрома СССР. Практически на всех нефтепромысловых скважинах на момент проверки имелись разливы нефти. Применяемые песчаные обвалования этих разливов не являлись надежным заслоном, предотвращающим попадание нефти в водоемы. На протяжении многих километров от мест нефтедобычи вниз по течению реки Колва и ее притоков наблюдались нефтяные разводы и пятна. Имели место и аварийные разливы нефти, как это было во время посещения буровой №1213, нефтепромысла №3 объединения “Усинскнефть”, причем, для ликвидации аварийного разлива нефть была подожжена. Из-за отсутствия специальной техники этот способ ликвидации разливов нефти остается основным и сегодня. Кроме аварийных разливов нефти, на поверхность выбрасывается большое количество агрессивной пластовой воды. Все это превращает местность, окружающую нефтяные скважины, в мертвую загрязненную пустыню. Близлежащие водоемы, такие, как система озер Писей-ты, загрязнены нефтепродуктами. Это отрицательно сказывается на сохранении рыбных запасов и условий их воспроизводства, а также на условия жизни и размножения водоплавающий дичи.
Главной причиной аварийных разливов нефти является неудовлетворительное состояние технологических нефтепроводов. Практически все осмотренные сборные нефтепроводы проложены с нарушением проектов. Трубы не покрыты никакой защитной изоляцией и просто лежат на поверхности, а в большинстве случаев в болотной воде. В результате происходит их интенсивное ржавление, резко сокращаются сроки службы труб и, как результат, одна за другой следуют аварии.
Что же изменилось за прошедшие годы? Могу констатировать: обстановка на Печоре резко ухудшилась. Если в 1990 году количество аварий нефтепроводов исчислялось сотнями, то теперь –– тысячами. То же самое можно сказать и о разливе нефти. И еще: если в 1990 году можно было обратиться в высшие органы власти, и эти обращения не оставались безответными, то сегодня делать это бесполезно.
Сошлюсь на факты. В августе 1994 года в Усинском районе Коми республики произошла авария магистрального нефтепровода. Акт обследования места аварии 23 августа 1994 года был составлен председателем Усинского горкомитета по охране природы Полшведкиным и другими специалистами. По их оценке в районе реки Хатаяха было разлито 200 тысяч тонн нефти. Более месяца руководители АО “Коминефть” скрывали эту аварию, пока в г. Печоре не собралась IV конференция общественного движения по спасению Печоры.
Возмещение причиненного ущерба за аварийный сброс нефти в районе реки Хатаяха было определено делегатами конференции в 1.424.876.800.000 рублей (один триллион, четыреста двадцать четыре миллиарда, восемьсот семьдесят шесть миллионов, восемьсот тысяч рублей). Аварийные обследования на многих других участках значительно дополняли сумму штрафов.
Нефть несет по реке Печоре во всю ширину реки. В районе села Усть-Цильма, где ширина реки достигает 3 километров, и село расположено вниз по течению от мест аварии нефтепровода на расстоянии 300 километров, нефть несет по дну реки, перекатывая ее комьями. Не трудно представить, что творится на глубоких местах, в фарватере реки. Между тем, официальные власти Коми Республики и средства массовой информации (радио, телевидение, газеты) нагло заявляли, что нефть в реку Печору не попала.
В городах и районах Печорского бассейна сегодня идет мощное движение за спасение Печоры. “Нефтяным Чернобылем” назвали катастрофу, устроенную на Печоре руководителями “Коминефть”, жители г. Усинска. Они выразили протест против произвола и безнаказанности нефтяников на Печорской земле. 900 жителей поселка Нижний Одес также поставили свои подписи под требованиями конференции движения “За спасение Печоры”. Собрания и сходы граждан проходят во многих городах и селах Припечорья. Однако власти Республики Коми ни разу не прислушались к требованию народа, а шли на поводу у руководителей АО “Коминефть”, надеясь, что как и многие предыдущие аварии, удастся замолчать и скрыть.
Разливы нефти продолжали следовать один за другим. Однако руководство АО “Коминефть” представляло их как обычные. Представьте себе, даже с разливом 14 тысяч тонн. Общий же объем выброса аварийной нефти, скажем, только на рельефе местности в Усинском районе (без учета нефти, попавшей в водоемы) составил 102946 тонн. Причем, мощность слоя нефти при расчетах принималась минимальная из всех зафиксированных. Увы, и эта цифра также была скрыта официальными властями.
Комитет по спасению Печоры вынужден был обратиться в международную организацию по экологии “ГРИНПИС”, куда были переданы и материалы, подтверждающие истинные масштабы аварии. К сожалению, положение не изменилось и после этого. Магистральный нефтепровод, непригодный к эксплуатации, продолжает подавать нефть. И они, аварии, продолжают следовать одна за другой. Не в силах что-нибудь изменить к лучшему ни представители “ГРИНПИС”, ни члены Комитета по спасению Печоры.
Особенно осложняется положение в зимнее время. Убирать разлитую нефть с болот, лесов, речек и ручейков с имеющейся техникой из-под снега крайне сложно. Если летом ее выжигали, оставляя мертвые зоны, превращая всю природу в лунный пейзаж, то зимой и выжигать невозможно. Предлагаемую помощь заокеанских фирм, а также местного Усинского предприятия “КомиАртикОйл”, разработавшего план очистки от нефти правых притоков реки Хатаяха, руководство АО “Коминефть” отвергает. Причина – нежелание платить за работы, а также боязнь раскрытия масштабов катастрофы.
Печорская нефтяная катастрофа – это не стихийное бедствие. Это – результат преступной, многолетней халатности руководства АО “Коминефть”, результат систематического несоблюдения элементарных требований технологии. А за это нужно расплачиваться. И не искать деньги в тощем кармане налогоплательщиков, а тряхнуть награбленные миллиарды нефтедолларов руководством АО “Коминефть”.
Истинные масштабы катастрофы нынешней осени и зимы “вскроет” весна. И тогда будет еще более очевидной неблаговидная роль должностных лиц и государственных мужей, которые сегодня изо всех сил стараются отрицать очевидное.
Среда обитания народа Припечорья, как видно, находится сегодня в катастрофическом положении. Талые воды с болот, из лесов, по ручейкам и речкам скоро снова хлынут в реку Печору вместе с тысячами тонн нефти. Нефть в конечном итоге окажется в печорской губе у Баренцева моря, где зимует, в основном, вся печорская рыба, являющаяся основным продуктом питания печорского народа. По пути нефть осядет также на заливных печорских лугах и древесной растительности.
Представляют ли государственные мужи, что будет с печорской рыбой, когда вместо питательного растительного корма в Печорской губе на дне окажутся сотни тысяч тонн нефти? Представляют ли эти господа, что будет расти на Печорских заливных лугах, когда они будут покрыты толстым нефтяным слоем? Представляют ли они, что будет с народом, у которого не будет ни рыбы, ни зверей, ни птицы, ни домашних животных?
Судя по их отношению к требованиям общественности, им плевать на все это с высокого этажа, как плюет руководство АО “Коминефть” на народ в городе Ухте.
Прогнивший нефтепровод продолжает окончательно губить Печору. Кто же и когда возьмется за ее спасение?

Вавил НОСОВ,
член Комитета спасения Печоры.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить