Осколок в сердце

Имя дважды Героя Советского Союза А.Ф. Федорова на Украине стало неугодным. Национальными героями становятся те, кто именуя себя украинской повстанческой армией жег, душил ни в чем неповинных людей.
...Нет, я не помню, как провожали их на фронт –– 190 наших односельчан. Но никогда не забыть тот памятный сорок пятый. Догорали в пламени войны первые майские дни. Все – от мала до велика – ждали возвращения отцов, мужей, сыновей.
Из 190 возвратились только трое. И среди них – наш сосед, дядя Вася. Инвалид. Без обеих ног. Помню он стоял посреди хаты на двух костылях, с орденами и медалями на груди. Для тех, кто окружал его в те минуты, он был не просто дорогой и долгожданный гость. Он олицетворял собой всех тех 187, не вернувшихся с войны...
— Дядя, а ты моего папку случайно не встречал? Он скоро вернется? – ошеломляюще вдруг прозвучали слова, на всю жизнь врезавшиеся мне в память.
Мертвая тишина воцарилась вдруг. И вслед за ней – исстрадавшийся женский крик...
Через год, когда мы пошли в первый класс, я узнал от нашего учителя, где и при каких обстоятельствах погиб отец моего одноклассника, к стати, однофамильца, Евтух Костырко.
В 1941 году, когда гитлеровские полчища .оккупировали Черниговщину, он и его соратники по заданию областного комитета партии создали в своем родном селе Звеничеве подполье патриотов, состоящее из десяти человек.
К середине 1942 года они сколотили боеспособную группу односельчан и изо дня на день должны были уйти в Корюковские леса, где к тому времени начали создаваться партизанские отряды.
Однако провокатор, проникший в ряды Черниговского подполья, предал патриотов. В июне 1941 года они были арестованы гитлеровцами и после мучительных пыток расстреляны. Трагической оказалась судьба его руководителя С.Л. Катаманина, бывшего первого секретаря Черниговского районного комитета партии, уроженца Москвы. Скрываясь от гитлеровцев, он тяжело заболел, потерял зрение и вскоре умер. Имя патриота, оклеветанное предателем, не восстановлено и по сей день. По-разному сложились судьбы наших деревенских мальчишек в трудные послевоенные годы. Гонимые нуждой и голодом, после окончания семилетки мы разъехались в разные уголки страны.
И вот спустя 45 лет, навестив родное село, я встретился с тем самым мальчиком Степой, спрашивавшем когда-то у стоящего на костылях дяди Васи, не видел ли он его папки. Не стану рассказывать о пережитых чувствах. Они понятны каждому.
Тот день мы провели вместе. До полуночи сидели у того самого водоема, где собирались в далекие годы своего босоногого детства. Степан много рассказывал о себе. Еще со школьной скамьи мечтая стать военным летчиком, он осуществил свою цель. Демобилизовался из Советской Армии накануне распада СССР в звании подполковника.
Когда речь зашла о его отце и погибших патриотах, он весь помрачнел и с горечью произнес:
— А известно ли тебе, что компетентными органами установлено подлинное имя провокатора, по доносу которого погибли многие подпольные группы области, в том числе и в нашем родном селе? Им оказался некий Коваленко, житель села Роище. Кстати, не кто-нибудь, а член партии, выдававший себя за верного ее сына.
–– Ну, а помнят ли сегодня о нашем сельском подполье? – переспросил я.— Живы ли патриоты в делах и помыслах односельчан, чтят ли память о них?
–– Признаться, о делах подпольщиков, в частности, оставшихся в живых связных,–– ответил он,–– даже в самый торжественный праздник – День Победы – никто из местных властей ни разу не замолвил ни единого слова.
На следующий день меня разыскала одна из связных подполья М. Хоменко, отец которой Гаврил Хоменко также был расстрелян гитлеровцами.
— Живу сегодня, как будто с осколком в сердце, – рассказывает она.— Да одна ли я? На Украине не только о подпольщиках и фронтовиках забывают, но и легендарных партизанских командиров всячески стараются дискредитировать.
С болью в душе Марфа Гавриловна поведала мне о том, как незаслуженно забыт один из организаторов партизанского движения в области дважды Герой Советского Союза первый секретарь Черниговского подпольного обкома партии А.Ф.Федоров. Надо ли говорить, отметил в беседе со мной Виктор Георгиевич Новолетов, тоже бывший партизан, в 14 лет ушедший в ряды народных мстителей, что с именем Алексея Федоровича связана вся история партизанской борьбы на Черниговщине. Оккупированный, политый кровью, но непокоренный край поднялся во главе с ним на смертный бой с немецкими захватчиками. На территории области, в частности, в лесах Корюковского района, к концу 1943 года действовали пять партизанских соединений, которые объединяли 41 отряд и три полка. Народные мстители уничтожили на Черниговщине более 65 тысяч немецких солдат и офицеров, взорвали 580 железнодорожных и шоссейных мостов, пустили под откос 1025 вражеских эшелонов, уничтожили 1255 автомашин, 461 километр телефонной связи.
Оставшиеся в живых соратники отзываются об Алексее Федоровиче, как о замечательном и честном человеке, одаренном организаторе и полководце.
Свой боевой путь, как известно, А.Ф.Федоров закончил на Волыни. 13 марта 1943 года его соединение вошло в западные области Украины и взяло под охрану все железные дороги, в частности, крупный железнодорожный узел Ковель, через который гитлеровцы планировали перебросить дополнительные резервы в район Курска. Однако партизанское соединение Федорова сорвало планы врага. Народные мстители пустили под откос и уничтожили 500 эшелонов с живой силой и техникой гитлеровцев.
После окончания войны А.Ф.Федоров вернулся к мирному труду, работал первым секретарем Измайловского, Херсонского, Житомирского обкомов Компартии Украины, а в последние годы министром социального обеспечения республики.
От поры до поры, однако, в области не без усилия местных националистов, ведется злостная клевета в адрес легендарного героя. А.Ф.Федоров обвиняется в злонамеренной деятельности так называемой “тройки” УНКВД по Черниговской области, в частности, в осуждении якобы “невинных” людей за шпионаж и враждебные действия по отношению к Советской власти.
Конфедициальной информацией я на сей счет не располагаю, а что касается злодеяний гитлеровцев, то они хорошо известны: за годы войны фашисты стерли с лица земли Черниговщины 51 населенный пункт, в том числе районный центр Корюковку, где расстреляли и сожгли живьем 6836 человек. А всего от рук палачей погибло 120 тысяч советских граждан. Кроме того, 60 тысяч юношей и девушек были угнаны на каторжные работы в фашистскую Германию.
...Пишу эти строки и думаю вот о чем: сколько их, разумных, талантливых, бесстрашных людей смогли возвратиться под мирное небо лишь в бронзовых шинелях и гимнастерках. И перед сколькими тысячами тех, кто прошел дорогами войны, мы остаемся в неоплаченном долгу.
Тогда, в сорок первом, никто не спрашивал, Федорова, согласен он или нет браться за нелегкое дело организации партизанской борьбы. Когда решалась судьба Родины, он над этим не задумывался. Не ведал только Алексей Федорович об одном: пройдут годы, и его имя будет предано забвению, а национальными героями станут те, кто, именуя себя украинской повстанческой армией, жег, душил удавкой ни в чем неповинных людей, те, против кого в далекие сороковые сражалось его соединение на Волыни.
Не мог предугадать, что настанет время бесчестья...

Владимир КОСТЫРКО.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить