Советы начинающим безработным

(Вместо фельетона)

Пусть не подумает читатель, что автор этих строк претендует на лавры тех всеведущих умников, что готовы на каждом перекрестке громогласно вещать согражданам о том, как им жить и что делать. Но богатый личный опыт человека, давно и безуспешно пытающегося решить проблему трудоустройства, позволил ему сформулировать некоторые соображения, которыми он и считает возможным поделиться.

Найти работу сегодня непросто, это аксиома. На каждую свободную вакансию, словно муравьи на дохлую муху, набрасываются десятки, а то и сотни страждущих. Конкурентная борьба напоминает утомительный марафон, однако не предавайтесь унынию. Примите совет первый: наберитесь терпения и не отчаивайтесь при неудачах.

Из элементарных вероятностных представлений следует, что для достижения успеха нужно охватить огромное число вариантов. Предположим, однако, что вам повезло (или, по крайней мере, так показалось). Смело подписывайте договора, контракты и т.д., помня при этом, что первоначальное впечатление может оказаться обманчивым и вы захотите дать обратный ход. Нужно только, чтобы вам не помешали это сделать, а для того все документы до самого последнего момента должны оставаться в ваших руках. Итак, совет второй: ни в коем случае не спешите расстаться со своей трудовой книжкой.

Никогда прежде работодатели не оказывались в столь выигрышном положении: выбор кандидатов неограничен. Поэтому настраивайтесь на самый вероятный, то есть неблагоприятный исход. Но не впадайте в обратную крайность: если вам посулили подходящую должность, не поддавайтесь преждевременно радостному искушению передохнуть и остановиться. Чтобы бы вам ни пообещали, вплоть до момента выхода на работу продолжайте искать, звонить, давать объявления, обивать пороги, заполнять бесчисленные анкеты и резюме, подписывать договорные соглашения (если представится такой случай). И помните совет третий: предлагайте себя одновременно на предельно возможное число вакантных мест — глядишь, где-нибудь и сработает!

Говорят, по одежке встречают. Старайтесь произвести хорошее впечатление. Слишком бедная одежда способна вызвать сочувствие, но не желание сотрудничать с вами, слишком богатая (кожа, меха, золото, драгоценности) — чувство зависти и злорадства. Так что совет пятый: помните о своем внешнем виде.

Тщательно продумайте все ваши плюсы и минусы. Например, образование. Очень неплохо котируются выпускники таких вузов, как МФТ, МИФИ, естественнонаучных факультетов МГУ для работы экспедиторами грузчиками, кладовщиками. Хороши шансы у журналистов и филологов стать курьерами, разносчиками газет, расклейщиками объявлений; у юристов — страховыми агентами, охранниками; у экономистов — продавцами, кассирами, бухгалтерами, коммерческими агентами. Еще лучше, если вы кандидат соответствующих наук, — тут шансы резко повышаются. А уж если вы тем более доктор наук, профессор или заслуженный деятель, считайте, что вы вообще вне конкуренции в плане перечисленных специальностей. С другой стороны, плохую услугу могут оказать ваш возраст или пол. А следовательно, раз уж нет возможности скрыть этот ваш недостаток( в глазах нанимателя!), то постарайтесь хотя бы не выпячивать его. Словом, совет шестой: показывайте товар, то есть себя самого, с самой выгодной стороны.

Не забудьте и о том, что нечестные люди легче всего наживаются на чужом несчастье. Ни пугайтесь малой зарплаты — там вас хотя бы не обманывают. Другое дело, когда сулят большие деньги, да еще в валютном исчислении. Это, как правило, “липа”. Наиболее популярные предложения в этой сфере — распространение гербалайфа. Думаю, количество этой импортной травы, завезенной к нам, уже давно превысило запасы отечественного сена и, если бы не цена, вполне могло бы укрепить кормовую базу животноводства. Правда, не уверен, что буренки стали бы это жевать, да и вес уменьшается... Примерно таковы же предложения сотрудничества со стороны некой “британской” фирмы в части укрепления “многоуровневого маркетинга” или другой, не менее почтенной компании неопределенной географической принадлежности, занятой проблемой сбыта чего-то среднего между косметикой, парфюмерией и бижутерией. Объединяет предпринимателей подобных дел одно: отчетливое желание содрать с безработных людей изначальную сумму денег, нужно полагать, безвозмездно.

Есть и другие, не менее достойные способы лишить вас последнего. Например, оплата за внесение ваших биографических сведений в компьютерный банк данных. Главное, получить денежки, а там хоть трава не расти! Отсюда совет седьмой: бегите как от чумы оттуда, где с вас будут тянуть любые первоначальные взносы.

Трудно приходится безработному мужчине, а женщине, пожалуй, еще тяжелей. Если вы готовы продать свой труд, а не тело, постарайтесь, чтобы вас сразу же поняли, тогда, возможно, в дальнейшем не возникнут недоразумения. Потому совет восьмой: не стесняйтесь стандартных формулировок типа “интим не предлагать!”

Вооружившись этими советами, вы сможете сразу же забыть о них... Но только при том условии, что среди ваших друзей, знакомых или родственников найдутся такие, кто мог бы и захотел помочь вам. Отбросьте всякие сомнения и ложную скромность, предоставьте этим людям прекрасную возможность сделать доброе дело — найти вам работу. И это мой главный и самый полезный совет!

А уж коль скоро некому за вас замолвить словечко, не пренебрегайте теми вещами, о которых здесь сказано. И пусть вам сопутствует удача

Владимир ВОРОНИН.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить