Взлетевший с забытых страниц

Вертолет... Слово, раз и навсегда вычеркнувшее из отечественного словаря слово “геликоптер” с подачи конструктора винтовых летательных аппаратов Николая Камова и утвержденное в приказе 1948 года за подписью министра авиационной промышленности М. Хруничева.

В приказе, с которого и начал свою жизнь ныне известный во всем мире авиазавод.Первенца конструкторского бюро — вертолета, положившего начало развитию корабельной (палубной) авиации — КА-10 от “Черной акулы” и “Аллигатора” отделяют десятилетия.Мобильные машины соосной схемы, установившие множество мировых рекордов в большинстве своем нам известны.

И лишь, погружаясь в архивы завода, можно вновь открыть для себя проекты, рожденные в муках творчества и далеко обогнавшие время. Встретиться с тем, что когда-то поражало воображение не только отечественных, но и зарубежных специалистов.Листаем исторический календарь, все ближе и ближе приближаясь к “истокам”.

Проносятся годы восьмидесятые... Шестидесятые — годы бурного воплощения в жизнь самых фантастических проектов...

Золотая медаль, завоеванная на всемирной Брюссельской выставке в пятьдесят восьмом КА-18...

Год сорок первый... Стоп!

“Ну все, пропали, большевики против нас комбайны выпустили...”

Немецкий офицер, увидевший в небе под Ельней необычные летательные аппараты, не мог и предположить, что именно они надолго лишат его чувства юмора.

Когда позиции “гансов” размела в пыль советская авиация и гвардейские минометы, спесь слетела и был немедленно открыт “сезон охоты” на краснозвездные автожиры-корректировщики. Первой эскадрильи... к сожалению, и последней......

29 октября 1929 года. Впервые в небо Ходынки устремился странный гибрид самолета и геликоптера. Вместе с летчиком-испытателем Иваном Михеевым в путь свое детище сопровождал Николай Камов.

Автожир... Вариация скоростей и малый разбег в те годы давали неоспоримый выигрыш по сравнению с самолетом. КАСКР-1, КАСКР-2... А-7 — именно эта конструкция, собранная на заводах Туполева доводилась до совершенства и как гражданский вариант испытывалась в предгорьях Тянь-Шаня, и как военный разведчик — в финскую компанию.Пробивающийся сквозь льды на спасение папанинцев ледокол “Ермак” по ряду обстоятельств опоздал на несколько суток, и только поэтому плывущий на его борту, готовый к проверке в суровых условиях Арктики А-7 так и остался незадействованным. Папанинцев вывезли самолетами, но на судьбу гибрида это не оказало отрицательного воздействия.

Приказ за подписью наркома авиационной промышленности СССР А. Шахурина открыл в 1940 году строительство на базе подмосковного Ухтомского аэродрома завода винтовых аппаратов.Необходимость в подобного рода машинах обосновывал “Артиллерийский журнал” за 1938 год, акцентируя внимание на возможности применения автожира в областях, где самолет дает минимальную отдачу: разведка огневых позиций, определение маршрутов движения, поддержка связи между пехотой и артиллерией, быстрая проводка телефонной связи..

Охота фашистских асов на “комбайн” принесла обескураживающий эффект. Подбитый автожир возрождался подобно Фениксу.

Секрет прост. Синусоида скоростей от 200 до 50 км/ч, способность “зависать” против ветра, неподражаемая маневренность и, что самое главное способность не упасть, а спланировать и приземлиться практически где угодно. Возможность нести на себе радио- и фотоаппаратуру, комплект вооружения, достаточное количество боеприпасов и груза давали автожиру возможность стать связующим звеном с районами партизанских действий.

Секретная по тем временам техника требовала серьезной охраны. И не только на земле, но и в воздухе. Командование не сочло целесообразным выделять в сопровождение опытной эскадрильи и без того дефицитные истребители.Спустя пару месяцев после начала демонстрации своих возможностей два из пяти аппаратов были отправлены на Брянский фронт в состав 43-й армии. Дальнейшая судьба их неизвестна. Оставшиеся три совершили свой последний перелет в Челябинск. Эскадрилью расформировали. Завод перепрофилировали на ремонт самолетов.В 1943 году на Урале в поселке Билимбай был построен и готовился к летным испытаниям автожир-корректировщик АК-1 — прообраз вертолета, способного на взлет и посадку без разбега... Он так никогда и не увидел неба.Так закончилась эпоха автожиров. В борьбе за господство в военном небе скоростные истребители вытеснили экспериментальные модели. Исчерпала себя и сама идея. Где-то далеко у горизонта уже восходила эра винтокрылых машин нового поколения — вертолетов...Забытые страницы истории... Как много их еще ждет своего часа с того далекого августа 1932 года, когда над Ухтомским аэродромом на вертолете ЦАГИ-13А Алексей Черемухин покорил высоту в 605 метров, превысив тем самым достижения зарубежных коллег... в 33 раза!

Валерий ИЛЬИН.

02.06.98

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"