Курдистан - вековые горы горя

Курдский вопрос может стать самой жгучей проблемой ХХI века – к такому выводу пришли участники недавней международной встречи в Москве, посвященной Курдистану в истории и современности. Организатором этого "круглого стола" выступило Российское общество солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки (РОССНАА).

Деятельность его в последнее время была во многом заморожена. Может быть, не столько из-за безденежья, сколько из-за отсутствия внимания тех, кто мог бы, но не хотел, наверное, все эти годы сотрудничать и солидаризироваться с этой общественной организацией. Проводя эту встречу, Общество как бы подтвердило, что вместе с делом борющихся курдов и других афро-азиатских народов, оно само продолжает жить и бороться не только за свое выживание.

Дело отцов

"Там за горами горя солнечный край непочатый"… Эти строки Маяковского из "Левого марша" могли бы стать, наверное, эпиграфом к выступлениям многих участников этой встречи. Горы Курдистана, сказал один из них, — это не символ и не главная его достопримечательность. Скорее — это напоминание человечеству о нагромождении горя и страданий курдского народа. Волнующий рассказ о своей жизни известного курдского общественного деятеля и политика Али Кази невольно тоже воскрешает в памяти строчки Маяковского.

Али, можно сказать, — ровесник рожденной в январе 1946 года первой Курдской республики в Иранской провинции Мехабад. Он — единственный сын казненного 31 марта 1947 года ее первого Президента Кази Мухаммеда. Вместе с президентом были повешены тогда и многие его родственники. По воспоминаниям 90-летней вдовы президента (которую Али похоронил незадолго до поездки в Москву), Кази Мухаммед перед казнью произнес:

"Вместе со мной вы не убьете свободу курдского народа… Она уже дала ростки и расцвела подобно лугу. Вы не в силах будете уничтожить этот луг…"

— Для меня Мехабад, вспоминает Али, — самое красивое место в мире. Это родина первых радостей детства. Но там же испытал много горя. И горы, и падающие с них водопады напоминают мне о горе и слезах моего народа…

Будучи политологом и дипломатом, Али трезво оценивает историю и современность. Он убежден, что его отец не мог поступить иначе. Конечно, президент вместе со своим правительством мог вслед за уходящими тогда из Ирана советскими войсками покинуть Мехабад. Так поступил, кстати, Мустафа Барзани со своими сторонниками, прибывшими на помощь Мехабаду из Ирака. Он ушел в Советский Союз со своим отрядом, ибо чувствовал ответственность за жизнь пришедших с ним двух тысяч бойцов, их жен, детей. Кази Мухаммед отвечал за судьбу 3 миллионов курдов, граждан первой Курдской республики. Когда из Иранского Азербайджана, где тоже была провозглашена республика, ее руководители поспешили скрыться в Советском Союзе, в Тебризе по меньшей мере около 30 тысяч человек погибли. Там пролилось море крови.

"Я считаю — заключает Али, — что мой отец, взяв на себя всю ответственность, спас от смерти многих своих соотечественников. Капитан не может покидать тонущий корабль с пассажирами. Жертвуя собой, своими родственниками и соратниками, он избежал гораздо больших жертв”.

Уроки истории

Приехавшие по приглашению РОССНАА в Москву из разных частей Курдистана и Европы курдские ученые и общественные деятели, политики и их российские коллеги вспоминали недавнюю историю, стараясь извлечь из нее полезные уроки и делая глубокие сопоставления. Они не могли, например, не задаться вопросом о причинах недолговечной жизни созданного в 1922 году с санкции Сталина на территории Лачинского и соседних районов Азербайджана автономного уезда курдов, так называемого Красного Курдистана.

Некоторые склонны были видеть корни этих причин не столько в подозрительности Сталина, сколько в стремлении азербайджанского руководства ликвидировать уже в 1929 году Красный Курдистан ради зримо проявляемого ныне, а тогда подспудно зревшего "исторического сближения" Азербайджана с Турцией.

Обращалось внимание и на удивительное "сопряжение" исторических судеб курдов и русских. Оно проявляется с какой-то закономерностью, особенно после окончания мировых войн. Расчленение Курдистана последовало за первой мировой, распад СССР произошел после второй мировой. То и другое происходило как бы в условиях мира. Однако для обоих народов такой "мир" оборачивался разрушительной для них катастрофой. Общие жертвы комбинированных войн против России и Курдистана никто не подсчитал. Они не поддаются учету. В геополитических и демографических координатах они сливаются для России и Курдистана как бы в одну "столетнюю войну" ХХ века.

Среди участников "круглого стола" я встретил сына другого видного политического деятеля — ныне уже покойного Фуада Кадри. Он мне рассказал, как его дед Джамиль-паша один из предводителей курдского восстания в Турции, встречался в Лозанне с Лениным. Основатель первого социалистического государства проявлял живой интерес к судьбе курдов. Большинство их проживало тогда не только в Османской Турции, но и по соседству с ней, на Кавказе и в Иране.

В вооруженной борьбе, в восстаниях и от рук карателей в 20-х и 30-х годах погибло не менее миллиона курдов. С учетом этих и других потерь в годы второй мировой войны общая численность курдского населения в 60-х годах определялась в 20 миллионов человек, а территория Курдистана в непризнанных, правда, ООН границах – в 450 тыс. кв. километров. Это больше площади многих европейских и даже тех государств, где курдов считают нацменьшинством. За прошедшие годы жертвы курдов от используемого против них геноцида и экоцида возросли не менее чем в два раза. Но благодаря высокой степени рождаемости общая численность курдов в мире ориентировочно оценивается сейчас свыше 30 миллионов.Общее число курдов в СССР превышало миллион человек. После его распада их стало почти в два раза меньше. В странах Западной Азии они считаются самым большим национальным меньшинством. В сегодняшнем мире это самая многочисленная нация, лишенная права на национальное самоопределение.

Участники "круглого стола", представлявшие различные отряды и партии курдского движения, указывали на важность укрепления не только солидарности между русскими и курдами, но и сплочения рядов самих курдов.

"Курды расчленены не на четыре части между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, а на гораздо большее число партий, движений и стоящих за ними различных сил и государств" – посетовал курдский общественный деятель Карим Хасан.

Прибывший из Каира другой курдский общественный деятель Иззеддин Расул рассказал о прошедшей там недавно арабо-курдской встрече и выработанной на ней политической платформе сближения позиций курдов и арабов. Бывший министр просвещения Южного Курдистана доктор Насых Рамадан, представляющий Демократическую партию Курдистана, рассказал о деятельности органов самоуправления и парламента трех курдских провинций на севере Ирака и о предпринимаемых ими шагах по разрешению противоречий и налаживанию сотрудничества с Демократическим Союзом Курдистана. При этом он отметил особенно важную роль посреднической миссии известного лидера иракских коммунистов Азиза Мухаммеда.

Московская встреча осудили вмешательство Турции во внутренние дела Ирака и ее политику геноцида в отношении турецких курдов. Попыткам превратить Курдистан, по выражению известного турецкого социолога Исмаила Бешикчи, в "международную колонию" должен быть положен конец. Бессмысленно пытаться "локализовать" болевые очаги, загоняя болезни "курдского синдрома" в обессиленные многими войнами ближневосточные страны — то в Турцию, то в Ирак или в Иран.

Создание под зонтиком ООН, но под фактическим контролем НАТО "Свободного Курдистана" на севере Ирака, с одной стороны — несколько приблизило, а с другой — усложнило решение курдской проблемы. Впервые этот район "де-юре" находится вроде под опекой ООН, а сама курдская проблема стала одним из компонентов международных отношений. Это уже серьезный сдвиг к продвижению. Но в то же время "де-факто" курды здесь подвергаются периодическим ударам то со стороны Турции, то багдадского режима, то становятся жертвами бессмысленных междоусобиц.

Нужен специальный орган ООН по Курдистану

Очевидно назрела необходимость создания специального комитета ООН, который занимался бы не только контролем за их выполнением, но и поиском путей разблокирования правового тупика. Он создался в результате кажущейся несовместимости права народов на самоопределение и государственную целостность государств с отказом от применения силы в межгосударственных и международных отношениях. Рациональность этих требований очевидна.

Однако последствия их реализации в комплексе — или в отдельности каждого из них — не всегда оказываются совместимыми с новыми императивами конца ХХ века. Они диктуются не столько геополитикой, сколько политической нравственностью, этикой политической и межцивилизационной терпимости.

На состоявшейся после "круглого стола" пресс-конференции Азиз Мухаммед напомнил журналистам мудрую курдскую пословицу. Она актуально звучит ныне и для всех, россиян. "Когда воры и хозяева действуют заодно, то даже через форточку можно вытащить самого большого быка". Курдскому народу, особенно враждующим между собой его лидерам и вождям, которые ищут в своихаспрях часто поддержку за рубежом, заключил он, следует хорошо осознать прошлые ошибки, чтобы не повторять их в будущем.

Среди курдских и арабских участников "круглого стола" я встретил немало своих коллег, убеленных сединой ветеранов афро-азиатского движения солидарности. Были среди них и представители молодого поколения, продолжающего дело отцов. Оно восторжествует, подумалось, если есть кому его продолжать. Такой уверенности, к сожалению, не внушает само Российское общество афро-азиатской солидарности. По его составу — в основном почтенного возраста — не чувствуется, что оно имеет молодую смену.

Хочется поделиться и еще одной беспокоящей, наверное, многих мыслью. После многих побед над "большим империализмом", которые одерживали в прошлом курды и палестинцы, арабы и турки, индийцы и пакистанцы, как, впрочем, россияне и их собратья из "ближнего зарубежья", не столкнутся ли они в грядущем с не менее опасной разновидностью местных "средних" и "малых" империализмов? Дорвавшись до ядерного и другого оружия массового уничтожения, наши бывшие союзники по общей борьбе с империализмом могут сами представлять не меньшую угрозу делу мира, чем классические колониализм и империализм ХХ века. "Горы горя" курдов, гибнущих от геноцида с применением против них всех видов, в том числе, химического и бактериологоического оружия, служат тому очевидным напоминанием и тревожным предостережением.

Леонид МЕДВЕДКО.

Доктор исторических наук.

Автор Леонид Медведко
Леонид Медведко — известный учёный-востоковед, ведущий научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны РФ и Института востоковедения РАН
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить