Виталий Таращенко. Художник вокала

В Большом театре шел 441-й спектакль “Тоска”. Партию Марио Каварадосси впервые пел заслуженный артист России Виталий Таращенко.

Думаю, это стало событием в жизни актера и хорошим подарком зрителям.Его путь к “Тоске” был долгим, а подготовка к исполнению главной партии продолжалась полтора года.С самых первых шагов работы на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Виталий покорил зрителей красивым тембром своего голоса, богато окрашенным обертонами. Он чувствовал особенности музыкального стиля композитора, драматургию, время действия происходящих событий и, конечно, характер своего героя.

Таращенко — актер от Бога. Одни из первых партий Виталия — Ленский и Водемон —традиционно лиричны, но не слащавы, не лишены драматизма, воли, мужественности сильных характеров. И все это он открыл в музыке Чайковского. Новых красок требовали от певца партия Принца в опере Прокофьева “Любовь к трем апельсинам”, которого он пел с юмором и гротеском, ажурная музыка оперы О. Николаи “Виндзорские проказницы”. Соприкоснулся Виталий и с Гершвиным, когда в театре Станиславского шла опера американского композитора “Порги и Бесс”.

Большой удачей для актера стало участие в спектакле немецких постановщиков в стиле “зингшпигель” “Похищение из сераля” В.А. Моцарта. Дирижер Д. Ройтер тогда назвал Таращенко “идеальным певцом Моцарта”. Но более всего “купался” певец в музыке Римского-Корсакова, с блеском исполнив партию Левко в “Майской ночи”.Вернувшись на родину после стажировки в Италии, певец пополнил свой репертуар. С большим успехом он исполнил Германа в “Пиковой даме” сначала на сцене театра Станиславского, а позже в Большом. Удачей стало его участие и в новой постановке оперы “Аида”.

И вот, наконец, Марио Каварадосси — грезы многих теноров.С музыкой Пуччини певец познакомился на заре своей творческой жизни, весьма успешно исполнив партию Рудольфа в “Богеме”, а позже была и “Турандот”.В тот вечер мы слышали дивное бельканто, что, сейчас, по-моему, редкость, хотя в Большом много хороших, крепких теноров. Но мало у кого на спектакле голос достигает такой легкости, силы и красоты.Образ художника показан артистом в развитии.

Сначала его тенор звучит лирика: герой обожает свою возлюбленную. В главных партиях голоса исполнителей - Виталия Таращенко и Марины Лапиной - органично сливаются. Хорош певец и в речитативах, где каждое слово понятно и слышно. С наибольшей экспрессией, страстью, глубоким трагизмом исполняется Виталием венец оперы — заключительная ария Каварадосси.В тот вечер художник вокала пел живописца.

Это было удивительное единение образа и исполнителя. Если художник создает свое творение с помощью кисти и красок, его певец “рисует” крупными мазками и полутонами, используя при этом звуковую палитру своего необыкновенного голоса. Прекрасно, что опера звучит на итальянском. Красота языка, красота музыки, красота голоса — вот что слышали мы в тот вечер.“Певцы должны каждую ноту, каждую фразу пропустить через себя, через свое сердце, только так можно воплотить задуманное композитором”,— говорит Виталий Таращенко.

Дирижер Большого театра, заслуженный артист России Алексей Степанов, стоявший за пультом в тот вечер, считает, что “сейчас Таращенко в расцвете своего творчества. Он талантлив и работоспособен. Поэтому с ним охотно работают многие маэстро”.

Раньше в Большом театре была традиция — ставить спектакли на ведущих певцов, в расчете на их творческий дар. Наверное, Виталий мог бы стать замечательным Садко, Левко, Лоэнгрином. Да мало ли кем еще?!

Маргарита АНОХИНА.

6.08.98

Автор Маргарита Анохина
Маргарита Анохина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить