Василий Изгаршев: Крылатый витязь Остряков

Мы живем на улице Острякова, дом 6. Кое-где нас окрестили даже “остряковцами”. Поэтому сегодня хотим рассказать вам, читатель, о человеке, чье имя носит улица, приютившая “Правду”. Итак, знакомьтесь: Николай Алексеевич Остряков, боевой летчик, один из самых молодых генералов в истории советских Вооруженных Сил. Он стал им в двадцать девять лет.

Остряков — москвич. Русский. Родился в простой рабочей семье в мае 1911 года. Отец рано ушел из жизни, оставив на руках молодой вдовы двух детей. Жили бедно. Коля и старшая сестра Женя даже в школу ходили через день. На двоих была одна пара стареньких башмаков. И не каждый вечер семья ужинала.Николаю пришлось рано стать помощником матери. После семилетки поступил на завод “Красный металлист”.

Выучился на слесаря-инструментальщика. И какие-никакие деньги стал приносить домой. А страна жила индустриализацией. И молодой комсомолец Николай Остряков подался добровольцем на Турксиб. Было ему тогда пятнадцать лет от роду.И вот он снова в Москве. Парень поступил во 2-й автобусный парк столицы. Сдал экзамены на права водителя. И от Курского вокзала до станции Сетунь и обратно каждый день мчался его автобус. А после смены спешил в столичный аэроклуб. Увлекся Николай парашютным спортом.Август 1933 года. Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе.

Первый День Воздушного Флота СССР. Первое отделение — воздушный парад. Эскадрилья Военно-воздушной академии имени Н.Жуковского проносится в строю над летным полем, образуя в небе слово “СССР”.Второе отделение — парашютные прыжки. Гвоздь программы — затяжной прыжок с высоты 3000 метров. Маленькая фигурка парашютиста отделяется от самолета и камнем устремляется к центру поля. Слабонервные закрывают глаза, отворачивают лица...До земли оставалось всего сто метров, когда над головой смельчака вспыхнул белый купол. После приземления в центр круга его подхватили на руки товарищи по команде. Это был Николай Остряков.

Забегая вперед, скажу, что за выдающиеся достижения в парашютном спорте, в подготовке инструкторов-парашютистов спустя два года Николай был удостоен боевого ордена Красной Звезды.А пока он водил автобус и настойчиво занимался в аэроклубе. Он уже учился в авиашколе. Решил стать летчиком. Сказал об этом дома. Мать категорически возразила.— Я этого не выдержку, сынок. Умру от переживаний. Хватит с тебя парашюта.Впервые и единственный раз в жизни сын ослушался.

Не прекратил занятий в осоавиахимовской школе. Он летал на У-2 и Р-5. Потом переучился на бомбардировщика. Летчик из парня получился отменный.Это вскоре подтвердилось в первых сражениях с фашистами. Испания. 1936 год. В числе первых добровольцев-интернационалистов прибыл на Пиринейский полуостров и летчик Остряков. Первый боевой вылет на бомбардировку скоплений фашистов в порту Кадикс. Взлетел, лег на боевой курс. И вдруг отказал правый мотор.— Идем домой, командир, — прокричал штурман-испанец.— Пока самолет слушается рулей, идем на цель, — ответил командир.Горячий испанец неистовствовал, требуя возвращения на базу. Но переубедить этого русского упрямца было невозможно.

Они выполнили боевое задание и благополучно возвратились на свой аэродром. Двести километров летели над морем. И все на одном моторе.Новый боевой вылет — на Малагу. Группа фашистских истребителей “фиатов” набрасывается на бомбардировщиков. Трех Остряков сбил, четвертый смертельно ранил его машину. Она загорелась. Плоскости, фюзеляж в огне. Языки пламени врываются в кабину.— Экипажу покинуть борт! — распорядился командир. А сам, оставшись один, все еще пытался сбить пламя. Тщетно. Пришлось прыгать...

За 10 месяцев пребывания на фронте в Испании он совершил 250 боевых вылетов. Домой возвратился с двумя орденами Красного Знамени. Принял бомбардировочный авиационный полк на Черноморском флоте.— Будем учиться бомбить ночью, — сказал сослуживцам. — Это нужно для боя.— Днем еще не все умеют бомбить, — заметил один из скептиков.— Научимся. И днем, и ночью.Через три месяца весь полк отлично летал и метко поражал цели в ночных условиях. Первым летчиком в полку был Остряков.

И по чину, и по мастерству.Авторитет его был высок, непререкаем. Жители столицы Северной Осетии назвали его своим посланцем в Верховный Совет Союза. Коммунисты избрали делегатом XVIII съезда ВКП/б/. Его выдвигают на должность комбрига. Потом назначают заместителем командующего ВВС на Тихоокеанский флот.Там генерал Остряков встретил Великую Отечественную войну.

И сразу в Москву полетели рапорты с просьбой отправить на фронт. К тому времени бомбардировщик Остряков в совершенстве освоил истребитель.8 октября 1941 года во Владивосток из Москвы приходит ответ на его рапорты. Острякова назначили командующим ВВС Черноморского флота. Он прибыл в Севастополь, когда фон Манштейн отдал приказ о первом штурме города. А 2 ноября генерал поднял свой Як в севастопольское небо. Техник Гаврющенко с изумлением и восторгом провожал в бой молодого генерала. Вместе с командиром 6-го авиакорпуса полковником Юмашевым и своим постоянным ведомым подполковником Наумовым генерал Остряков вылетел на сопровождение звена бомбардировщиков.

В том первом бою генерал сбил и первый Ме-109. Выступая на разборе полетов, генерал сказал:— Севастополю трудно, быть может, станет еще труднее, но победить нас невозможно.Эти слова были потом размножены листовками и плакатами во всех авиачастях флота.9 апреля в Сочи он встретился с прилетевшей из Владивостока женой. Она бросила букет весенних цветов под колеса его истребителя. Только вот этот эпизод о его личной жизни и сохранился с той военной поры.

Встреча была короткой. Его ждал Севастополь, бои с фашистами24 апреля он поехал в авиаремонтные мастерские, что прилепились к берегу бухты Круглой, навестить свой израненный в бою Як. Два часа дня. Он остановился возле ястребка, мастерски возрожденного спецами.— Самолет готов к вылету, товарищ командующий, — доложил генералу начальник цеха.— Спасибо. Благодарю от лица службы.

Подбежал дежурный.— Товарищ командующий, шесть юнкерсов идут курсом на мастерские. Прошу в убежище.— Бог не выдаст, свинья не съест, — шутливо ответил Остряков и шагнул к кабине своего Яка.Раздался грохот взрывов. Облаком дыма, цементной пылью окутало цех. И когда пыль осела, рассеялся дым, оставшиеся в живых увидели распростертое тело генерала возле искореженного Яка.

Остряков не дожил трех недель до своего тридцатидвухлетия. В небе его сбить не могли. Смерть настигла его на земле. С октября 1941 года по апрель 1942 части ВВС флота под командованием генерала Острякова уничтожили 354 фашистских самолета. Сам он совершил 100 боевых вылетов и лично сбил несколько вражеских самолетов в воздушных боях и до десятка уничтожил их на земле.

14 июня 1942 года Николай Остряков был посмертно удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.Он похоронен в Севастополе. В Москве и Владивостоке именем Героя названы улицы. В одном из стихотворений безымянного поэта-авиатора есть такие строки:...И побеждал в сраженье каждомКрылатый витязь Остряков.

В ноябре 1946 года в городе-герое Севастополе был открыт памятник орлу Черноморья — генералу Острякову. Крылатый памятник воздвигнут на горе и виден далеко окрест. Есть памятник отважному летчику и в городе-герое Керчи. Один из кораблей на флоте носит его имя.

Василий ИЗГАРШЕВ.

Автор Василий Изгаршев
Василий Изгаршев — полковник, военный обозреватель газеты "Правда", автор сотен очерков о буднях Советской армии и Военно-морского флота