Михаил Задорнов: Где найти "дойную корову"?

На жаргоне американских журналистов, которым он всего неделю назад противостоял, Михаил Задорнов - “горячая картошка”, человек нарасхват. Оно и понятно - кто, как не он, держит руку на лихорадочно бьющемся пульсе беспросветного пока кризиса?

К 35-летнему министру российских финансов пробиться крайне тяжело. Он - все время в работе, хотя, как сам признает, к такому супернапряженному режиму уже привык. Депутатом в Госдуме было полегче этому выпускнику Московского института народного хозяйства имени Плеханова, где он возглавлял комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. В ноябре 1997 полноправно перешагнул порог министерства финансов РФ и...немедля начал “зарабатывать” многочисленные обвинения в свой адрес со всех практически сторон. Спикер Госдумы вообще инкриминировал Задорнову то, что он “один парализовал работу целого органа”, а предложения и программы министра неизменно стали сопровождаться приставкой “псевдо”.

Но Задорнов выдюжил, словно нацепив шоры, что вызвало к нему только почтение чиновников. Без его ведома, как говорят, в Минфине ныне даже муха не пролетит.

Наше интервью, естественно, началось с итогов вашингтонских переговоров с руководством Международного валютного фонда и Всемирного банка.

- Одни утверждают, что вы вернулись ни с чем, другие говорят, что есть основания для определенного оптимизма. Как же на самом деле обстоят дела?

- Если говорить о знаменателе, то в результате этой поездки у наших партнеров сложилось гораздо лучшее представление о реальной ситуации здесь, о планах правительства. Продолжение переговоров и четкое понимание того, что при выполнении уже заранее согласованных условий, точнее, тех действий, которые само правительство планировало предпринять, чтобы получить займы, и при экономически разумных правительственных шагах, возможность получения помощи до конца года сохраняется . То есть, все зависит от нас, мы должны выстроить линию своего поведения с учетом этого очень серьезного фактора. Причем, необходимо это сделать в октябре, разобравшись с налогами и определившись с бюджетом на 4-й квартал и параметрами бюджета на 1999 год. Я думаю, что сразу после этого переговоры возобновятся.

- Страна, действительно, не в состоянии самостоятельно, без внешней помощи, выбраться из кризиса?

- Я думаю, что так вопрос не стоит. Надо понимать, что любое отсутствие внешнего финансирования для нас затрудняет ситуацию и мы должны еще в большем масштабе сокращать собственные расходы и изыскивать, уже за счет внутренних источников, средства, чтобы расплачиваться по внешним долгам. Внешняя помощь - это не решение всех вопросов и не панацея от всех болезней нашей экономики. Но это - принципиальное облегчение нашего пути по выходу из кризиса, потому что ее отсутствие влечет для нас целый ряд комплексных отрицательных последствий, в том числе и по обслуживанию внешнего долга.

- Ряд экспертов делает заключение, что денежная эмиссия неизбежна, а в правительстве ее называют контролируемой. Поговаривают, что она и так уже проводится явочным, так сказать, порядком чуть ли не на ежедневной основе. Это значит, что инфляция полезет и дальше в гору, за ценами вообще будет не угнаться? Другими словами, никакого проблеска на горизонте россиянам не разглядеть. Или все-таки можно надеяться на какие-нибудь позитивные сдвиги?

- Удержаться в жестких рамках бюджета очень сложно. Тем не менее, мы намерены придерживаться примерно тех рамок, которые планировались на 1998 год в апреле. И по оплате труда, и по другим статьям расходов. Я считаю, что это совершенно необходимо. Любой другой сценарий - сценарий инфляционный. То, что эмиссия якобы уже идет ежедневно, явочным порядком, это все разговоры. Как вы могли бы сами убедиться, последние три недели ситуация с обменным курсом рубля - хотя в четвертом квартале, по прикидкам, доллар будет стоить 20-23 рубля - и ценами, между прочим, и по официальной статистике, и просто по субъективным наблюдениям более или менее стабильна. Что как раз говорит о том, что ежедневной эмиссии на самом деле не происходит.

Я не скрою, что мы говорили об этом и на правительстве, и на переговорах с МВФ и Всемирным банком, что у нас существует определенный разрыв между доходами и расходами, который мы уже не можем покрывать за счет ГКО, как делали последние годы. Мы предполагаем, что на внешнее финансирование можно рассчитывать к концу года. Поэтому, у нас все равно остается определенный финансовый разрыв, даже если мы серьезно подожмем расходы. Мы считаем, что есть возможность сделать его минимальным, приняв дополнительные меры по сбору доходов в бюджет. В правительстве понимают, что инфляционный путь опасен - он решает проблемы месяца на два, но потом мы столкнемся с такими проблемами, которые будут куда как более трудными для нас всех...

- Складывается впечатление, что антикризисной программы и каких-нибудь основополагающих ориентиров выхода из кризиса у правительства вообще нет, либо все настолько крепко держится за пазухой, что и не догадаешься. Если все это так, то чем же тогда вы руководствуетесь? Какими принципами?

- Просто все время говорят о какой-то одной целостной антикризисной программе. На самом деле предпринимаются последовательно шаги, каждый из которых по сути и входит в ту самую программу первоочередных мер. Было, например, полное единодушие при обсуждении, скажем, пакета мер по алкогольному рынку, по введению госмонополии на импорт и оборот спирта и оптовую торговлю ликеро-водочными изделиями, а также по усилению контроля за сбором доходов от алкогольного рынка.

Выработан комплексный подход к обеспечению текущих выплат заработной платы и пенсий и частичного поэтапного, в течение нескольких месяцев, погашения задолженностей. Налоговая служба и таможенный комитет, в свою очередь, работают над тем, чтобы обеспечить доходную часть бюджета по минимально необходимому объему выплат в его расходной части. Продолжается активная проработка корректировки схемы обмена ГКО и ОФЗ на новые ценные бумаги. По ряду направлений работает Центральный банк и, я думаю, на данном этапе было бы экономически нецелесообразно предлагать какой-то целостный документ с индикативными указаниями, поскольку сейчас необходима разработка именно неотложных мер, в результате чего и появится та самая программа, о необходимости которой все мы говорим.

- Что это за спецгруппа во главе с Маслюковым, которая должна к 20 октября представить свои рекомендации?

- Как раз именно этой рабочей группой и будет представлен сводный план первоочередных мер.

- На днях группа из 13 нефтяных олигархов заявила чуть ли не протест против финансово-экономической политики правительства и, в частности, “Линии Задорнова”, которого глава компании “ЮКОС” М. Ходорковский призвал в буквальном смысле уволить с поста министра. Гнев наших “нефтяных баронов” вызвали сообщения о том, что в проекте бюджета на 4-й квартал заложены доходы, которые правительство собирается “выбить” из экспортных компаний, увеличив их налогообложение. Тот же Ходорковский отверг утверждения Задорнова насчет того, что нефтегазовый комплекс извлекает большую прибыль - “поставляют свою продукцию за рубеж за доллары, но налоги- то платят рублями”. То есть, выигрывают на девальвации рубля. Но, по словам Ходорковского, сам комплекс находится в столь плачевном состоянии, что денег хватает лишь на уплату 66 процентов налогов и больше у него ничего не остается. И что правительство на крупные нефтяные компании все время “давит”, отключая от “трубы”, арестовывая имущество и счета. А в прошлом году оно якобы заставило их взять кредиты на Западе и погасить за счет них налоги государству. И что взятые кредиты сейчас приходится отдавать, а пролонгировать в нынешних условиях их практически невозможно. И вот поэтому вся экспортная валютная выручка и уходит на погашение этих вынужденно заемных средств... Настолько серьезен и обоснован демарш “генералов” нефтегазового комплекса? Что вы на это ответили бы?Вас обвиняют в том, что вы гробите отечественную промышленность, что нефтегазовая промышленность превратили в “дойную корову”. И что ее стали резать еще в начале этого года, а к концу года дорежут уж точно окончательно...

- Могу совершенно определенно сказать, что никогда и никого министерство финансов не заставляло делать внешние займы - ни корпорации, ни банки. А вот к чему мы сейчас призываем - и сейчас уже такую работу проводим с Минтопэнерго и представителями нефтяных компаний - так это сесть и внимательно посмотреть на реальные расчеты, сложившийся баланс доходов и расчетов, уровень налогообложения отрасли до и после 17 августа, когда все-таки валютная выручка экспортеров в рублевом исчислении возросла в 2,5 раза. Это признают сами нефтяники. А налоги мы, действительно, берем не в валюте, берем мы их в рублях.

Думаю, что правительство будет очень внимательно подходить к решению этого вопроса. Но то, что экспортеры выиграли в результате девальвации рубля, это - абсолютно очевидный экономический факт, и часть этого выигрыша безусловно должна поступить в бюджет страны. По итогам проверки Минфин, Госдума и Минтопэнерго, которое фактически ведет эту отрасль, опубликуем наши расчеты Пусть они станут фактом общего достояния...

- Сначала был, как выразился премьер Е. Примаков, “раздраженный демарш” Шохина, направленный против вас. Ныне, похоже, вас пытаются столкнуть с коммунистом Ю. Маслюковым. Как вы реагируете на все это? Или в правительстве существует некий консенсус в отношении путей выхода из кризиса?

- В прессе действительно формируется некая идеология противостояния в составе кабинета. Ведут разговоры об имеющих место конфликтах, которых на самом деле нет. Как министр финансов я обсуждаю все вопросы по ключевым параметрам не только с Маслюковым, но и в кругу вице-премьеров, экономических министров. На коллегиальной основе. Может быть, и не на основе консенсуса, но идет порой довольно трудное обсуждение, где каждый отстаивает свою позицию. Но в итоге принимается общее решение и оно докладывается правительству.

Еще раз подчеркну : есть разница в подходах, позициях, но в этом и заключается работа правительства - принимать к обсуждению все точки зрения вырабатывать общую линию, которая и должна проводиться в жизнь. Поэтому, я не стал бы преувеличивать фактор конфликтности в правительстве, но не хотел бы, чтобы впадали в другую крайность и стали сравнивать нас с хором мальчиков-пионеров.

- В плане правительственной иерархии вы напрямую замкнуты на Евгении Примакове или вам приходится действовать опосредственно - сначала Маслюков, а потом уже премьер - министр?

-  По распределению обязанностей Министерство финансов напрямую курирует премьер. Как это было, кстати говоря, и при прошлом правительстве, и при правительстве позапрошлом. Так мы, Министерство финансов, всегда работали и работаем и здесь не произошло каких-либо принципиальных изменений... ...А меня все время в ходе беседы неотступно, с какой-то навязчивой одержимостью сверлил хоть и риторический вопрос, заданный еще в начале века любимым поэтом - А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Даже если поменять их на трубы газпромовские, скажем, сиданковские или юкосовские? Это, может быть, к тому, что устраивать публично-пропагандистские раздраи всегда во сто крат легче, чем тащить в гору и без того неподъемный груз прошлых, нынешних и еще наверняка предстоящих проблем, мнений, позиций ошибок, просчетов, да и просто и “подставок”... Вот уж действительно - пост министра финансов слабонервных просят не занимать...

Беседу вел

Виталий ГАН

Автор Виталий Ган
Виталий Ган — внештатный автор Правды.Ру, бывший собственный корреспондент газеты "Правда" в США
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить