Власти укрылись от народа... за спиной оппозиции

Виктор Тюлькин: Власти укрылись от народа... за спиной оппозиции

Страсти, бушевавшие в Государственной думе вокруг избрания нового премьер-министра, постепенно улеглись. Есть новый премьер. Сформировано правительство. В стенах на Охотном ряду подводят итоги. И, похоже, они устраивают всех. Сработал старый и проверенный способ торга: и овцы целы, и волки сыты.

А что же народ? Какую оценку происшедшему дают лидеры партий, общественно-политических движений? Свое мнение по этому поводу высказывает первый секретарь ЦК РКРП В.А.Тюлькин.

— Виктор Аркадьевич, свершилось то, чего ждала вся страна: в России с согласия оппозиции утвержден новый премьер. Как вы к этому относитесь?

— Свершилось то, о чем так долго мечтала парламентская оппозиция, — в стране появилось правительство народного доверия (по определению лидеров оппозиции, это правительство, опирающееся на большинство обеих палат парламента). Фигура Примакова названа консолидирующей. Его триумфальное утверждение в Госдуме со вздохом облегчения восприняли на Охотном ряду, и в Белом доме, и в Кремле. Еще не имеющее программы правительство получило из уст оппозиции сертификат “левоцентристского”.Диссонансом этому общему удовлетворению прозвучала оценка РКРП: это не только сдача позиций, но и прямое предательство дела борьбы людей труда.

— Извините, но вы ведь сами признали, что новый премьер-министр — человек дела...

— Считаю нужным отметить, что Евгения Максимовича Примакова никто за человека несведущего не выдает, впрочем, как и Черномырдина, и в его деловых качествах не сомневается. Весь вопрос в том, на свершение каких дел они будут направлены. Сегодня, несмотря на крайне плохую социально-экономическую ситуацию, президент заявляет, что курс “реформ” будет продолжен. Этой же линии придерживается Примаков. Следовательно, все способности, знания и опыт Примакова будут направлены на лучшее проведение ранее начатого антинародного курса.

Примаков, убеждая в свою пользу, что он несколько по-другому понимает курс реформ, говорит: “ошибки надо исправлять”, “не может правительство вести реформы, приводящие к ухудшению жизни большинства людей”. Однако схожие мысли высказывали и Горбачев, и Ельцин, и Черномырдин. Ельцин в девяностом году даже призывал “привлечь к уголовной ответственности лиц, приведших страну к кризису”, а также обещал сам лечь на рельсы. Так что не в словах дело.Евгений Примаков является выдвиженцем Горбачева, зачинателем курса реформ. Вся практическая его деятельность в период новейшей истории не оставляет у нас сомнений в его правильном, антинародном понимании и верности курсу проводимых реформ.

— На ваш взгляд, Виктор Аркадьевич, избрание Е.М.Примакова главой российского правительства — хорошо продуманная и мастерски исполненная заготовка?

— Смею утверждать, что да. Само предложение Явлинского и последующее внесение Ельциным кандидатуры Примакова наивно рассматривать как счастливый случай, спасительную находку. Скорее, это отлично продуманная, хорошо срежиссированная и мастерски исполненная заготовка. Сначала довели Думу до состояния политической истерии, общество вновь подвергли шоковой терапии, а затем вдруг нашли консенсус. Самим политическим лекарям полегчало, только народ продолжает “синеть”. И в этом — главное событие последнего времени. Не в чехарде Черномырдин—Кириенко—Черномырдин—Примаков, не в страстях вокруг этих перемещений, а в том, что очередное ограбление народа состоялось. Рубль девальвирован, накопления обесценились, долги трудящимся (не путать с внешними и внутренними через ГКО) в новом масштабе цен уменьшились. Цены, как и курс доллара, конечно, немного упадут, но назад уже не вернутся. Но все должны быть довольны, что хоть так кончилось, все должны консолидироваться вокруг нового правительства и преодолевать трудности по новой программе для сохранения старого курса.

— Не понятно тогда, чему же радуется оппозиция? Какова же ее тактика?

— Наши оппоненты, как демократы, так и многие называющие себя коммунистами, в этом месте выставляют известный аргумент: “Вам чем хуже, тем лучше!” На это мы отвечаем: чем хуже, тяжелее жизнь народа, тем лучше должны работать коммунисты, объясняя причины и помогая людям организовываться в борьбе за искоренение этих причин. Просить народ лучше работать, в смысле потерпеть угнетение и унижение, коммунисты не должны. Не должны они, как правило, входить в исполнительные органы буржуазного государства, т.е. в аппарат классового подавления, якобы для того, чтобы ослабить давление петли, тянуть веревку самим, но чуть послабее и поаккуратнее. Коммунисты должны добиваться улучшений и послаблений и других уступок извне правительства — организацией борьбы самих людей. Эти уже избитые истины марксизма однозначно изложены в словах пролетарского гимна, но и сегодня находятся проповедники доброго царя, просят народного доверия, а сами идут на службу холуями, а ответственность за свое холуйство взваливают на идею борьбы, которую они давным-давно бросили.

Вопросы тактики коммунистов по использованию методов парламентаризма, тем более по участию в исполнительной власти, сложные и требуют конкретно-исторического подхода. Конечно, бывают исключения. Вернее исключительные ситуации, в которых нелегко разобраться. Но главное правило незыблемо — коммунисты выбирают тот вариант, который наиболее способствует развитию классовой борьбы.

— Стало быть, чуда ожидать не приходится. Получается, власти защитили себя от народа, и не без помощи оппозиции?

— Я бы сказал так: власти укрылись от народа... за спиной оппозиции. В нашем случае углубляющегося кризиса росло сопротивление трудящихся. Оно из фазы просительства стало перерастать в формы активной борьбы. Весенняя рельсовая война продолжилась шахтерским пикетом на Горбатом мосту. Требования отставки президента — гаранта курса и правительства стали всеобщими. На повестку дня встал вопрос Всероссийской политической стачки. Пришла пора при подготовке к 7 октября от призывов переходить к конкретной организации борьбы, к выдвижению цели не просто смены курса, а смены самого фундамента — политического строя.

Вместо этого народ получил... левоцентристское правительство (в центре внимания — продолжение реформ и “левые” будут этому помогать) и просьбу не торопить и не ожидать чуда за 100 дней. Характерно отметить, что аналогичный откат был произведен при вынесении вотума недоверия Черномырдину осенью прошлого года. Итог этих маневров — обман лучших, борющихся людей, перевод их в разряд просителей.Таким образом выстроена по крайней мере на 100 дней своеобразная дамба защиты курса от народа. В основных чертах сегодняшняя ситуация с выходом на отечественные аналоги рузвельтовского курса предсказывалась специалистами довольно давно. Также указывались основные носители данного идейного направления — великое номенклатурное братство.

— И тем не менее, оппозиция четко и ясно заявляет: стране нужна стабилизация, нельзя дальше жить без государственного регулирования, необходимо выработать четкую и ясную социальную направленность. Разве не так?

— Согласен. Жить дальше так нельзя. Монетаристский курс был необходим для разрушения экономики, для создания слоя собственников, для установления нового политического строя. Задачу выполнили, нахапали. Кроме криминальных элементов наибольшим образом преуспела в приватизации пресловутая партгосхозноменклатура, использовавшая свои знания, связи, положение в системе. Однако, как люди умные и даже кончившие ВПШ, они отлично понимают, что есть пределы и нет лимитов. Как бы чего не вышло, не встал бы вопрос: “Зачем шли и кто ведущий?”, “Не пора ли назад?” Чтобы этого не допустить, нужна стабилизация (хотя бы в нищете) или ее видимость, через государственное регулирование, социальную направленность, смягчение гнета и, конечно, консенсус.

Для сохранения главного завоевания — политического строя и экономической системы, основанной на частной собственности, они готовы пожертвовать хоть Ельциным, хоть родной матерью, готовы на любое правительство и любые перестановки и комбинации. От парламентской республики до аргентинского и чилийского вариантов.В нашем случае на помощь пришел запасной полк — старые друзья по КПСС, готовые в форме системной конструктивной оппозиции под красным флагом стабилизовать курс, т.е. не дать с него сбиться. Причем, готовы они (Маслюков и Ко) работать и с Кириенко, и с Примаковым, и другой консолидирующей фигурой, ибо момент настал. Они будут искренне защищать, критиковать, улучшать, называть себя коммунистами и выбиваться из сил в данной системе координат — в рамках существующего политического строя. Они никогда не поставят вопрос о власти, о смене власти, они будут вести речи о смене лиц во власти.

Сегодня, как и в 92-м году, мы слышим, что сам курс не подвергается сомнению, а ошибки надо подправить. Стране, мол, необходимо как можно быстрее войти в русло подлинных рыночных реформ.— Виктор Аркадьевич, я понял так, что перед РКРП задача стоит прежняя: организация борьбы. Извините, разве КПРФ когда-нибудь отрицала это?— Да, задача остается прежней — организация борьбы. Весь вышеприведенный анализ объясняет, почему коммунисты (не путать с КПРФ) голосовали против Примакова и не могут войти в буржуазное правительство. Однако жизнь спрашивает, как работать и строить отношения с системной управляемой оппозицией дальше. На этот вопрос еще в 95-м году съезд РКРП дал ответ: “Наша задача останется прежней, даже если президентом станет Зюганов — организация борьбы рабочего класса”. Отношения с политическими силами (КПРФ, АПР, Народовластие и т.п.), вписывающимися в систему, следует строить как с обычными левоцентристскими буржуазными партиями, а к какой борьбе они призывали, всем известно. Ситуация упростилась, стало ясно, кто выстроился в стенку коридора реформ, но она же и затуманилась демагогией о дрогнувшем Ельцине и новом правительстве, заботящемся о благе народа. Ситуация подтвердила положение ленинской программы, что реальной оппозицией являются только коммунисты и коммунисты одни противостоят всем буржуазным партиям сразу.

По отношению к буржуазному (левоцентристскому, национально-патриотическому или любому другому) правительству коммунисты будут выдвигать требования, которые при выполнении облегчат жизнь и борьбу народа, при невыполнении выявят всю ту же его антинародную сущность.

Беседу вел Владимир КОСТЫРКО.

Автор Владимир Костырко
Владимир Костырко — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить