"Новое правительство ничем не отличается от старых"

— По одной из версий некая чехарда с премьерами в последние месяцы была обусловлена борьбой сырьевиков с промышленниками. Премьером утвержден Примаков, первым замом у него — Маслюков, взгляды которого достаточно известны, в том числе из его последних выступлений в “Правде”. Точки над i расставлены?

— Прежде всего почему весной был снят Черномырдин? Не потому, что сырьевой сектор оказался лоббистски недееспособным или утратил какие-то иные свои позиции. Это была волевая акция президента. Черномырдин позволил себе слишком большую самостоятельность и независимость, чтобы президент продолжал считать его лояльным. Впрочем, точно так же поплатились Ястржембский и Кокошин. Вторым волевым актом стало назначение, как его окрестили, технократического правительства взамен политического, но абсурдность этого волюнтаристского решения проявилась за очень короткий срок. Далее снова следует выдвижение Черномырдина, теперь — во имя преодоления обрушившегося кризиса. Но ведь любой мало-мальски профессиональный аналитик понимает, что пирамида ГКО, перекачавшая бюджет страны в карманы нерезидентов-владельцев пакетов ГКО, — грандиозная афера века, обрушившая финансовую систему России.

Она была выстроена Черномырдиным и его командой. Теперь вот — Примаков.

Обратите внимание, в Государственной думе он не произнес ни одного конкретного предложения, не взял ни одного обязательства, не определил никаких масштабных шагов финансовых, экономических, государственно-управленческих, которые действительно гарантировали бы выход из кризиса и даже катастрофы. Ни слова не было сказано, каким образом он собирается это делать. Я не знаю ни одной уважающей себя державы мира, парламент которой утверждал бы премьером кандидата, не взявшего на себя обязательств, особенно в кризисной, критической ситуации.В России работает прежний механизм принятия решений из-за рубежа. Это для меня, голосовавшего против фигуры Примакова, абсолютно очевидно, что его правительство преемственно относительно предыдущих.

Ключевые слова произнесены: реформы будут продолжены, т.е. продолжено будет то, что предшествовало и имело место во время кризиса. Более того, на ключевой финансовый блок назначена преемственная фигура Шохина, который объявил о пересмотре решения о моратории на выплаты долгов по рухнувшей пирамиде ГКО, и понятно, что действительно знаковая фигура Маслюкова, на которую многие промышленники возлагали надежды, лишена ключевых позиций в финансовой сфере. А значит, надежды, что будут восстановлены платежно-расчетные отношения в стране, что будут восстановлены оборотные средства промышленных предприятий, что суррогаты, бартерные и долговые заменители денежного обращения будут ликвидированы, лишены всяких оснований. Чем же сможет распоряжаться Юрий Маслюков? Думаю, Министерство экономики будет замкнуто не на него, а на вице-премьера Шохина. Неправильно было бы полагать, что естественные национальные интересы в части высокотехнологического оборонного промышленного комплекса возобладали на этой стадии переформирования промышленности. Это не так. Из-за рубежа по-прежнему оказывается влияние на национальную политику через ключевую фигуру президента Ельцина.

— Выходить из кризиса однако надо, основываясь не только на критике. Какие вы видите точки опоры, на которые могло бы опереться правительство, абстрагируясь от конкретных личностей?

— Есть совершенно безотлагательные решения, которые нужно было бы принять. Первое из них: введение фиксированного обменного курса национальной валюты к американскому доллару. Даже Малайзия в сходных условиях пошла на это, чтобы обезопасить свой рынок, валютные операции от спекулятивных операций нерезидентов. Возник и.о. Черномырдина после обрушения финансов, работает уже две недели новый премьер Примаков, но по-прежнему от манипуляций несколькими миллионами долларов на электронных торгах лихорадит всю колоссальную экономику страны. Этот сценарий обрушения финансовой стороны за счет манипуляций внешними финансовыми капиталами и портфельными активами был отработан в Мексике четыре года назад и разыгран по тем же нотам.

Второе — это эмиссия. Для возобновления денежного обращения необходимо восстановить кредитование промышленности через банковскую и даже через коммерческую сети, хотя с точки зрения интересов государства необходимо создание уполномоченных им банков для этой цели. Многие скажут, что это приведет к инфляции, на что я отвечу: решение должно быть системным. Не только к инфляции это может привести, но и к мгновенному конвертированию в доллар и экспорту уже этого нового имитированного финансового капитала за рубеж. Поэтому одновременно необходим, как я уже сказал, фиксированный дифференцированный обменный курс. У нас есть конкурентоспособные отрасли на мировых рынках. Это аэрокосмическая, военно-промышленная, некоторые отрасли химии и электроники.

А сейчас рубль конвертируется на сделках, связанных с ширпотребом, где традиционно наша экономика неконкурентоспособна. Необходимо вести ценовое регулирование. В Челябинске губернатор Сумин разобрался в структуре ценообразования в энергетическом комплексе и показал, как надуваются цены, которые делают нерентабельной всю цепочку передела, включая высокотехнологические предприятия и отрасли в целом.

Ведь не секрет, сейчас уже около пятидесяти процентов убыточных промышленных предприятий, а убыточны они за счет того, что в структуре их рентабельности себестоимость раздувается за счет непомерных внеэкономических цен на энергоресурсы. Также необходим пересмотр таможенной политики. Многие российские товары в короткий срок могли бы стать конкурентоспособными, если бы часть комплектаций сырья для них, поставляемая из-за рубежа, позволяла бы сделать их более качественными и современными. Но при этом готовые продукты этой же номенклатуры из-за рубежа в массовой порядке к нам не ввозились.

Зарубежный поставщик был бы заинтересован комплектовать нашу конечную продукцию, и она стала бы конкурентоспособной. Здесь, конечно, рецепт специфичен в отношении продовольствия, потому что тайная стратегия зарубежных сценаристов уже стала явной: разрушение продовольственного комплекса в стране, собственных источников и мощнейший рычаг давления.

Закроем импорт — начнется голод в стране: делайте, что мы вам прикажем. Промышленность находится в условиях налогового разбоя. Если ставка совокупного налогообложения относительно выручки промышленных предприятий для простого воспроизводства в стране составляет около сорока пяти процентов, то реальная ставка налоговых изъятий достигает шестидесяти! В этих условиях реальный сектор промышленности просто не может существовать. А правильные слова Примакова об этой проблеме надо соотнести с правительственным налоговым кодексом, который уже прошел первое чтение в Думе и который не снижает ни на процент совокупную ставку налоговых изъятий в реальном секторе. Хотя на Урале был разработан налоговый кодекс, который позволил бы увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет страны в годовом исчислении на уровне 37 процентов. Вот он как раз стимулировал развитие производства, потому что, меняя структуру налогообложения и ставку отдельных налогов, привел бы ситуацию от нынешней, которая “чем больше производишь, тем больше у тебя заберут”, к иной — “чем больше производишь, тем относительно меньше заплатишь в казну”.

Но за счет увеличения налогооблагаемой базы увеличились бы и налоговые доходы бюджетов всех уровней. В общем, есть комплексное решение, которое не противоречит идеям модернизации, реформирования российской национальной экономики, но основано на национальных интересах, уровне жизни большинства граждан страны. Это системное решение можно было бы принимать, и я знаю, что Юрий Маслюков — сторонник таких решений, знает о них, поддерживает их, но один в поле не воин.

— Вы упомянули об эмиссии, но вот она принята, но не в комплексе, скажем, с другими мерами. Не кажется ли вам, что подобное решение может способствовать радикализации политической обстановки в стране и акция 7 октября может подтолкнуть к непредсказуемым последствиям? Напомню, наша газета не раз предупреждала о возможном распаде России при неосторожных действиях со стороны власти.

-  Благодарю, что заговорили об очень горячей и актуальной проблеме нашей страны. Кстати, Примаков о ней упомянул в первых строках своего обращения к Думе, но опять-таки это пока только декларации. Посмотрите, Виктор Кресс, руководитель Сибирского соглашения — а это 19 субъектов Российской Федерации — заявляет: нам противно смотреть на Москву, мы перестаем перечислять туда налоговые взносы. Калининград. Элиста. Младший Лебедь в Хакасии внес в Верховный совет республики законопроект о прекращении перечислений в федеральный центр.

Напомню, Советский Союз распался по физическим, что называется, причинам, когда союзные республики перестали отчислять в федеральный центр. Да, федеральный центр безответствен, да, он породил систему неплатежей, да, он сейчас проводник идей Запада в вопросах уничтожения российской государственности и российской промышленности, но неужели полковник Лебедь не понимает, что российская армия, за которую он так болеет, питается из федеральной казны? Неужели он не понимает, что он организует в Хакассии Чечню номер два?

Неужели не понимает, что это прямые шаги к распаду страны? К сожалению, широко звучащая сегодня фамилия Лебедь для меня проявление все тех же интересов главного сценарного центра. Не случайно за этой фамилией маячит фигура Березовского. Это угроза номер один, как же с ней бороться? Ну надо отдать людям зарплату, надо отдать оборотные средства промышленным предприятиям, поддержать сохранение рабочих мест. Что же касается опасений, что радикальные, решительные меры могут привести к нежелательным последствиям, то в них есть элементы фарисейства.

Обратите внимание, Примаков не возразил против идеи эмиссии, но тут же задал вопрос профсоюзам и Государственной думе: а сумеете удержать народ от протеста, если мы напечатаем деньги, отдадим зарплату и пенсии? Но я-то задаю вопрос другой: он напечатает деньги, но примет ли те системные решения, о которых я говорил, чтобы не допустить негативных последствий, вырванного из контекста единственного решения? Об этом — молчок. Вырванное из общего контекста решение способно лишь привести к негативным последствиям, и очень быстро. Системный взгляд на российский исторический процесс сегодняшнего дня такой: катастрофа неизбежна, и, чем дольше болезнь загоняется внутрь, чем дальше откладывается ее лечение, тем больший размах катастрофических явлений будет наступать.

Ведь если бы весной Дума была распущена и переформирована, возможно, сегодня она стала бы более решительной, последовательной, защищенной от роспуска по Конституции и заставила бы, может быть, вместе с губернаторами президента изменить основы курса. Но происходит паллиативное решение: Госдума в экстазе опять 315 голосами дает надежду на то, что правительство полевеет, а я был убежден, и сейчас с каждым часом мы получаем подтверждения: это — преемственное правое правительство, значит, болезни были загнаны внутрь и протесты людей, перед которыми не проблема выбора той или иной модели, а проблема накормить голодных детей, выжить в физическом смысле этого слова, — эти протесты получат еще больший размах и амплитуду осенью этого года.

В условиях потери управляемости, в условиях, когда президент уже готовит мобильные силы МВД по образцу американских мобильных сил стабилизации, в значительной степени ориентированных на стабилизацию в России, уж приоткроем кулисы, в этих условиях тяжесть последствий, которые могут наступить, только преувеличивается.

Беседу вел Петр ЕРМИЛИН.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"