Юрий Паршаков: Заплати налоги и экспериментируй, но у себя дома, а не в стране

Что побудило нас заняться разработкой своего варианта Налогового кодекса? Существующая налоговая система показала: сбор налогов составляет где-то 60-67 процентов из года в год, причем вне зависимости от персоналий, кто бы этим ни занимался.

Менялись у нас и руководители налоговых служб, и вице-премьеры, которые за это отвечали. Следовательно, система себя исчерпала. Ее коэффициент полезного действия - 60-67 процентов. Почему так получается? Практически от налоговой работы, от ответственности за сбор налогов полностью освобождены главы районов, главы городов, и очень мало заинтересованы и не несут практически никакой ответственности главы субъектов Федерации и президенты.

Ныне существующая налоговая система и все предлагаемые варианты Налогового кодекса построены на жесткой централизации: регулирование, контроль и сбор налогов - прерогатива центра. Мы же предлагаем делегировать полномочия по сбору налогов на места. Все налоги, которые сейчас собираются, переводятся в разряд рекомендуемых, и местная администрация определит, как их собирать.Практика показала: значительная часть налогов собирается на местах, там умеют собирать, умеют контролировать. А у нас из централизованной вертикали с отменой Госплана, Госснаба и партийных органов центрального аппарата выпало среднее звено. Поэтому и предусматривается возложить ответственность за сборы федеральных налогов на губернаторов.

Глава Федеральной налоговой службы будет иметь дело не с 2,5 миллиона предприятий и 100 миллионами налогоплательщиков, а с 89 губернаторами. Кроме того, по Конституции все субъекты Федерации равны как по правам, так и по ответственности. Сразу будет видно, какой субъект Федерации выполняет обязательства перед государством и кто конкретно ответственен. Допустим, сейчас никто не знает, платят или не платят, допустим, чеченские предприятия; вносит ли субъект Федерации, допустим Чечня, какие-то налоги; в состоянии ли он обеспечить, прокормить даже депутата, который работает здесь. А так сразу будет видно: кто содержит государство, а кто приспособился и имеет иждивенческие функции.

Вторая особенность нашего кодекса заключается в установлении федеральных налогов, имеющих жесткую, мало изменяемую в пространстве и во времени базу налогообложения. Вводим территориальный и подушный налоги, зависящие от размера территории административно-территориальной единицы и численности зарегистрированного населения. От размера территории зависит обеспеченность материально-сырьевыми ресурсами, а от численности населения зависит обеспеченность интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Уплата этих налогов в фиксированных величинах ставит в равное положение субъекты Федерации, возлагает равные обязанности по содержанию Федерации.

Вы скажете: у нас, дескать, слишком разные субъекты Федерации и по территории, и по демографии. Приведу пример с нашими цифрами, как это будет выглядеть. Территория Ивановской области - 30 тысяч квадратных километров, население - 1400 тысяч человек; территория Костромской области - 65 тысяч квадратных километров (в два раза больше), население - 900 тысяч человек. При тех ставках, которые предусмотрены в нашем Налоговом кодексе, за территорию Ивановская область будет платить 300 миллионов рублей и за население в количестве 1400 тысяч человек - 1400 миллионов рублей. Костромская область, имея ресурсы и территорию в два раза больше, будет платить 650 миллионов рублей за территорию и 900 - за население.

Таким образом, суммарная величина налога, который будет вносить та или иная территория, практически равна соответственно 1,65 и 1,55. Более того, можно привести другие якобы несопоставимые субъекты Федерации - Москва и Красноярский край. Там около 1 миллиона квадратных километров территория и население - около полутора миллионов человек, и Москва - 12 миллионов человек.

Так вот, Красноярский край будет на 500 миллионов рублей меньше вносить в федеральный бюджет, чем Москва, - где-то в пределах 11,5 миллиарда. Но нельзя забывать, что у Красноярского края 4,5 триллиона тонн угля лежит невостребованными. То есть это побудит администрацию как-то использовать и территорию, и ресурсы. Не говоря уже о том, что в Красноярском крае и “Норильский никель”, и КРАЗ, и другие предприятия.

Наш проект Налогового кодекса побуждает к творческой заинтересованной деятельности несколько тысяч ныне “спящих” руководителей местного самоуправления, поскольку они будут сами создавать свой бюджет и будут заинтересованы в работе предприятий и получении доходов. Ныне они просто распределяют то, что им выделяют сверху. Поскольку отчисления вверх будут производиться в фиксированных суммах, весь рост доходов от роста производства и улучшения использования территории и кадров останется на местах. Удвоилось производство - пожалуйста, фиксированные суммы отчислили, остальное направляйте на собственное развитие и действуйте дальше.

Мы, депутаты, посещаем и районные администрации, и областные и отлично знаем, что глава районной администрации практически превратился в кассира: ему немножко дали, а он разводит руками - денег нет, денег не дали. Здесь он как раз будет ответственен. Дело в том, что вся продукция производится как раз на местах, там ни счета не спрячешь, не уведешь что-либо от налогообложения.Все ныне действующие налоги и ставки носят характер рекомендуемых, и дается их примерный перечень в общей части. Глава администрации и представительные органы местного самоуправления сами решат, какие из них более подходят для местных условий, какие ставки принять, какие льготы кому дать, чтобы стимулировать деятельность предприятий. Заплати налоги вышестоящим - и экспериментируй. Это снимет упреки в сторону федеральных властей в удушении производства и повысит ответственность местных органов власти.

Сейчас губернаторы, выступая по телевидению или по радио, все время говорят: надо снизить такие-то налоги, если снизим, увеличится налогооблагаемая база и в итоге мы наберем больше налогов, чем сейчас. Вот, пожалуйста, и экспериментируйте. Но экспериментируйте не в пределах всей страны, а в пределах района, региона и так далее - в пределах более мелких единиц. Принятие нашего — Владимира Вольфовича Жириновского и моего — варианта Налогового кодекса позволило бы предложить к использованию и все другие 13 вариантов. Дело в том, что у нас блоковое построение и в качестве рекомендуемого взяты все налоги, которые действуют в настоящей системе. Поэтому как рекомендуемые для местных органов власти мы можем дать буквально все кодексы, которые сейчас имеются, отдельными блоками. Удастся уговорить, скажем, автору “нечерноземного” кодекса свою администрацию - пожалуйста, заплатите налоги в федеральный бюджет и используйте свою систему.

Таким образом, ни одна из этих систем не пропадет для жизни. Все остальные кодексы взаимоисключающие. Ну, можно какую-то часть одну использовать: скажем, общую часть того, специальную часть другого, но полностью нигде ни один кодекс не будет опробован. Только при принятии нашего варианта это можно будет использовать.

Автор Юрий Паршаков
Юрий Паршаков — российский партийный и государственный деятель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить