Заказчики и исполнители этнополитических конфликтов в Закавказье и Средней Азии

В Тегеране прошла международная конференция, посвященная проблемам урегулирования этнополитических конфликтов в Закавказье и Средней Азии. В работе симпозиума приняли участие ученые и общественно-политические деятели из 40 стран мира, в том числе автор многочисленных книг и статей по проблемам международной политики, президент Ассоциации политологов Армении Амаяк Оганесян.

— Четыре года назад, выступая в Тегеране на аналогичной конференции, вы прогнозировали, что эти регионы и в обозримом будущем останутся наиболее конфликтными на территории бывшего СССР. Что послужило основанием для такого неутешительного, но, как показало время, в целом верного вывода?

— Уже тогда было ясно, что основой повышенной этнополитической конфликтности в этих регионах являются как доставшиеся в наследство от истории неурегулированные межэтнические противоречия, так и обострившиеся в условиях тяжелого экономического кризиса демографические и экологические проблемы. Сегодня приходится констатировать, что действительные масштабы обусловленных экономическим кризисом миграционных процессов оказались даже более внушительными, чем можно было заранее предположить.

Причем если из республик Средней Азии миграционные потоки увеличивались в основном за счет многочисленных русских семей, то из стран Закавказья рост количества мигрантов происходил за счет титульных национальностей. Анализ состава миграционных потоков показывает, что выезжающие отличаются более широким кругозором, чужды национальной нетерпимости, питают недоверие ко всякого рода фанатизму и ксенофобии. Их отъезд резко понизил общий образовательный и культурный уровень населения и привел к формированию в странах Закавказья и Средней Азии совершенно иного морально-психологического климата.

— Ценности политической демократии западного образца у нас уступили место клановым, тейповым, регионально-местническим интересам. Они фактически заменили институты гражданского общества...

— Экономический пирог явно не может удовлетворить имеющиеся аппетиты. Единственной возможностью объединить раздираемое кланами общество был признан этнический национализм, который все более активно используется политической элитой. Эта трансформация — серьезный фактор в затягивании конфликтных ситуаций на межнациональном уровне. Пытаясь консолидировать общество под прикрытием националистических лозунгов, политические элиты лишь подливают масло в огонь конфликтов.

В результате создается перманентная опасность расползания вооруженного противостояния. У политической элиты, таким образом, появляется дополнительный аргумент в пользу необходимости примирения граждан с клановой моделью общественного устройства, делающей разговоры о демократии лишь данью существующей моде. — Господство кланов, отсутствие свободной конкуренции товаропроизводителей утверждают право сильного и приводят к конвертируемости власти. Госаппарат сращивается с теневой экономикой, фактически становясь комитетом по управлению общими делами воротил теневого бизнеса. В Армении, где особенно разительны социальные контрасты, в результате грабительской приватизации 5 процентов семей владеет 60 процентами национального богатства...

Поэтому политическая элита испытывает постоянное искушение использовать идеологию этнического национализма для сплочения общества под своей властью. Если элита окажется не готова найти иных возможностей для консолидации общества, иных общезначимых ценностей, внутренних потрясений избежать не удастся и общество окажется втянутым в полосу общественно-политического хаоса. Такая перспектива вполне соответствует целям тех международных сил, которые заинтересованы в расширении своего влияния в Закавказье и Средней Азии за счет дестабилизации и ослабления государств этих регионов.

Одной рукой эти силы толкают политическую элиту на путь разжигания национализма, а другой рукой готовятся надеть на ее шею смертельную удавку, всячески демонстрируя неспособность наших государств самостоятельно обеспечить нормальную жизнедеятельность, мир и спокойствие в регионе. Одной рукой они укрепляют позиции образовавшихся политико-экономических кланов, отдавая им на откуп предоставляемые долларовые подачки, кредиты МВФ и МБ, а другой рукой готовятся использовать неизбежное народное возмущение сложившимся положением вещей, чтобы продиктовать нашим государствам требования нового мирового порядка.

— Вправе ли политики делать ставку на эксплуатацию национальных чувств людей в ущерб поиску рационального решения задач, стоящих перед государством? На практике, как это ни печально, сиюминутные соблазны берут верх и, кажется, удовлетворяют насущные потребности элит?

— Национализм — опасное средство продвижения чуждых интересам местных народов целей. Вовсе не случайно, что именно под флагом этнического национализма Турция осуществляет широкомасштабную внешнеполитическую экспансию в Закавказье и Среднюю Азию. Если раньше Турция мотивировала необходимость усиления своего влияния на эти регионы заинтересованностью в решении в свою пользу вопроса о путях транспортировки каспийской нефти, а также запасов нефти и газа из Средней Азии, то сегодня экономические аргументы все чаще оказываются на заднем плане.

Их место в перечне первоочередных мотивов внешнеполитической активности Анкары в Закавказье и Средней Азии заняла апелляция к зову крови, особенно явственно прозвучавшая в недавних заявлениях Сулеймана Демиреля. Его утверждения о том, что азербайджанцы и турки — единая нация, лишь в силу исторических недоразумений проживающая в двух разных государствах, свидетельствуют о готовящейся Анкарой шагах в направлении реализации ныне активно реанимируемой пантюркистской доктрины. А разговоры об экономической выгоде от реализации каспийского проекта были не чем иным, как камуфляжем, призванным до поры до времени усыпить бдительность России, Ирана, Армении.

— Понимают ли западные союзники Анкары, к каким последствиям в мировой политике могут привести притязания Турции на абсорбцию на этнической основе в новое турецкое мегагосударство ряда республик бывшего СССР?

- К сожалению, лидеры западных стран сегодня весьма далеки от понимания опасности реализации пантюркистских целей. Стремясь использовать Турцию для ослабления позиций России и Закавказье и Средней Азии, а также дестабилизации и отторжения от Ирана населенных тюркоязычными гражданами его северных областей. Запад рискует стать заложником разыгравшегося аппетита Анкары. Маниакальная враждебность Вашингтона и Тель-Авива к Тегерану превращает их из режиссеров разыгрываемой драмы в слепых исполнителей пантюркистских планов Анкары, стремящейся извлечь максимальные выгоды из предписанной ей роли.

— Анкара проявляет особый интерес к Карабахскому конфликту. Всячески препятствуя справедливому урегулированию Карабахской проблемы путем прямых переговоров между Баку и Степанакертом, Анкара и Вашингтон стремятся довести дело до введения на территории, примыкающие к северной границе Ирана и ныне контролируемые силами самообороны НКР, международных миротворческих сил. А ведь поводом для такого шага может стать любой военный инцидент?

— Поскольку предполагается, что по образу Дейтона костяк международных сил должен составить американский воинский контингент, не приходится сомневаться в том, что после их ввода контролируемые ныне НКР территории станут удобным плацдармом для дестабилизации населенных тюркоязычными гражданами северных областей Ирана. Малейшая дестабилизация на севере Ирана, которую легко инспирировать, будет использована для проведения специальных операций международных сил на территории Ирана по уже апробированной в Иранском Курдистане схеме.

Ясно, что при таком развитии событий Тегеран может утратить контроль над своими обширными северными областями, которые западные “миротворцы” обильно засеют семенами национализма и сепаратизма. После этого территориальное расчленение Ирана станет делом времени и не заставит себя долго ждать. Политика Турции, нацеленная на разжигание этнического национализма в Азербайджане, настроений нетерпимости и жестокости по отношению к Карабаху — основной дестабилизирующий фактор в Закавказье.

В отличие от Турции Иран апеллирует не к разъединяющим народы националистическим целям, а к нравственным ценностям ислама. Иран исключает политико-экономическое давление и экспансию как неприемлемые для себя методы внешней политики. Можно и нужно делать больше для налаживания тесных взаимоотношений на оси Тегеран—Ереван—Москва.

Беседовал Левон ОГАНЕСЯН. Ереван.

11.06.98

Автор Левон Оганесян
Левон Оганесян — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру в Армении
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить