Скромное обаяние плетеной мебели

Плетеная древность

Плетение – искусство древнее, как сам человеческий род.  Еще в гробнице Тутанхамона археологами были обнаружены два замечательно сохранившихся плетеных стула, такими же находками изобилуют и города Древнего Рима , где домашняя утварь и мебель, выполненная из лозы или древесных корней, была в домах не только у патрициев, но даже и у простолюдинов. С помощью легких и прочных щитов из виноградной лозы сражались воины Спартака. А корзинами из тростника любили пользоваться на всем Ближнем Востоке, о чем нам сообщает уже библейский рассказ про детство Моисея.

От каменного века до нас дошли глиняные кувшины, которые, на самый первый взгляд, к технике плетения не имеют никакого отношения. В действительности же, при их изготовлении древние мастера, прежде всего, брали совсем не глину, а корни. Затем из этих корней выплетались каркасы, которые обмазывались глиной и обжигались на костре. Когда внутренние перегородки сгорали, оставался готовый глиняный результат.

Другая техника, на возникновение которой также решающее влияние оказало плетение, было искусство ткачества. Традиция изготовления плетенок из тростника и трав с древнейших времен известна нашим предкам – бужанам, вятичам, древлянам … А в Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, обследовался с помощью лозы, и дом ставился на том месте, где лоза в руках человека не отклонялась и как бы сама определяла на место будущего дома. Но если в древности место для дома указывала лоза, то сегодня место для плетеных изделий – диванов, сундуков, шезлонгов и колыбелей – определяет сам домашний интерьер, то есть дом и его хозяин…

Плетение – это явление настолько универсальное, что как бы «вплетено» в саму человеческую природу: повсюду, где растут одуванчики, из них делают и будут делать венки, а повсюду, где растет лоза (лиана, тростник или соломка), будет создаваться изящная мебель с причудливыми и загадочными орнаментальными узорами.     

Перекрестья ротанга

Плетеная  мебель одновременно проста, изящна и удобна в обращении. Поэтому найти ее можно практически в любом уголке земного шара - в Америке, Африке, в Европе, Азии и Малайзии, в Индонезии и на Филиппинах. Но сколько же усилий, сколько терпения, внимания и усидчивости уходит на то, чтобы ее изготовить! Материалом, из которого изготавливается плетеная мебель, как правило, выступает ротанг.

Ротанг («rattan»), или ротанговая пальма, внешне напоминает лиану – она такая же гибкая, так же вьется и тоже растет в субтропиках Юго-восточной Азии. Длина ее бывает до 200 метров, поэтому наделать из ротанга корзин (сундуков, диванов, колыбелей или чемоданов) можно очень много, а главное – такая плетенка прослужит вам очень долго.

Технология производства практически безотходна. С ротанговых стволов снимается кора, после чего на специальном станке эти стволы проходят калибровку по диаметру. После этого их обрабатывают паром, отчего они становятся послушными и гибкими. Кора же нарезается на ровные полоски для оплетки стыков, углов и торцов.

В итоге получается очень прочная и долговечная мебель, цвет которой – бежевый или светло-желтый. Для того чтобы придать изделиям оригинальный вид, их дополнительно обрабатывают специальными красителями растительного происхождения. Краска ложится ровным слоем, фактически впитываясь в поверхность ротанга.

В результате краситель как бы просвечивает сквозь волокна, что придает мебели приглушенный цвет, комплексно сочетающийся практически с любым интерьером. Мебель из ротанга изящна и имеет минимум стыков, что служит гарантией ее неизменной прочности. Когда смотришь на обработанный ротанг, трудно бывает поверить, что это органический материал: настолько гладкими получаются детали мебели и настолько плавными выходят ее изгибы.

К многочисленным ее заслугам относится и то,что она экологически чиста, особого ухода за собой не требует и служит, как правило, не менее 25, а то и 30 лет.

Русская деревня в московской квартире

В России возрождение моды на славянские плетенки началось в 18 веке. Как это ни покажется странным, пришла она не из народной глубинки, а с Запада. Так, воодушевленный своей поездкой по Европе, князь Голицин создал в своем поместье целую мастерскую, где из специальным образом очищенного ивового прута выплетались корзины, кресла, сундуки, ширмы и даже детские игрушки.

Прошло несколько десятилетий, и по России насчитывалось уже несколько десятков разных ремесленных школ, объединяющих свои, народные методы с опытом зарубежных – главным образом, французских – коллег. Викторианский, эстетски-богемный стиль активно совмещался с обращением к своему, забытому, праславянскому методу плетения народного узора… В интерьере дворянских усадеб, веранд и зимних садов 19 века удачно сочетались разные стили плетеной мебели: плетение шашечное, корзиночное, «косичка» и т.д.

Практически везде можно было уже встретить популярные и сегодня плетеные сухарницы, корзинки, газетницы и короба. Нужно отметить также и то, что в русских интерьерах как правило, плетеная мебель была сделана не из ротана, а из ивовых прутьев. С древнейших времен ива окружена у славян своеобразным ореолом таинственности. С ивой связаны многие языческие обряды, на иве, по преданию, повесился апостол Иуда. Так что дерево это непросто и очень жизнестойко. А мебель из его прутьев выходит отменная – легкая, прочная, изящная. Она прекрасно гнется, но сама не ломается.

В Советском Союзе дореволюционные традиции не были забыты. Существовало более 800 артелей, куда входило около 15 тысяч мастеров-плетельщиков. В первые десятилетия после Великой Отечественной техника плетения по понятным причинам не развивалась, однако затем началось медленное возвращение к своим народным корням и истокам. И если в 60-80-е плетеная мебель была товаром престижным и дефицитным, доступным только крупным партийным бонзам, то затем началось бурное возрождение древних техник.

Так что сегодня практически в каждой московской квартире можно увидеть либо красивую плетеную этажерку, либо соломенную детскую куклу, либо тростниковую хлебницу, либо ротанговое «дедушкино кресло».

Мы снова возвращаемся к старине, к тем временам, когда по стародедовскому обычаю выплетались простые и удобные изделия из ореховых или ивовых прутьев. Сегодня в качестве сырья нередко используется рифия и ротанг, бамбук и тростник, банановый лист или даже водоросли. Современные дизайнеры черпают из обильной и поистине неисчерпаемой сокровищницы народного промысла. 

Плетеные кресла теперь напоминают гигантские ажурные ракушки или причудливо изогнутые легкие и полупрозрачные полотнища на стальных ногах. На первый взгляд кажется, что они хрупки и неустойчивы, однако это впечатление обманчиво, оно возникает из-за того, что воздушные промежутки удачно чередуются с тонкими и невесомыми прутьями в плетеном полотне.

Причем в последнее время наметилась тенденция сочетать привычные материалы с полосками из кожи, цветными ремнями, с полосами из фанеры или даже пластика, что позволяет создавать очень затейливые и необычные декоративные композиции.

В прихожей и ванной, в спальне и в детской, в современной небольшой квартире или в просторном загородном доме – везде будут уместны и гармоничны вещи прекрасной работы, сделанные из натуральных экологически чистых материалов. Они придают интерьеру дополнительный шарм традиционной архаики, а в наш стремительный и непоседливый век, в эпоху высоких и бесчеловечных технологий, эти теплые, изготовленные вручную вещи привнесут в вашу квартиру неповторимое обаяние.

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить