"Албанцы и сербы могут жить вместе"

Проблема Косово не была решена вводом в край международного контингента КФОР в июне 1999 года и насильственным разделением сербов и албанцев. Более двух лет о сотрудничестве двух враждующих народов не могло быть и речи.

Формирование парламента Косово, в котором представлены все этнические группы, явилось первой серьезной попыткой собрать в одном месте героев драмы и дать им возможность совместно работать над актуальными вопросами. О царящих в Косово настроениях рассказывает Фатмир Шехолли - руководитель единственного мультиэтнического радио "Контакт" и член правления общественной организации NGO, которая считает своей целью сближение всех народов в Косово.

 - Фатмир, как вы оцениваете работу косовского парламента, избранного в ноябре?

 - Во-первых, должен сказать, что я не считаю прошедшие выборы демократическими. Из 120 мест в парламенте 20 были заранее забронированы за нацменьшинствами независимо от того, выйдут они голосовать или нет. Это настоящая дискриминация демократии в Косово. Не заслуженные места в парламенте, а подаренные со стороны международного сообщества. Когда определится статус Косово, ни одна этническая группа не сможет получить такое количество мест в органах управления.

Выборы сыграли не на руку сербам. Они вошли в парламент, но несправедливым путем. Мира такое положение вещей в крае не добавит. Я бы даже сказал, что это, к сожалению, виток в другую сторону от урегулирования.

 Албанцы долго боролись за то, чтобы иметь нормальную жизнь и свою землю. И сербы должны понять, что уповая на историю и гуманизм, они ничего не добьются. Я не исключаю, что сербы начнут активно работать в косовском парламенте. Но для этого необходимо интегрироваться в уже существующее здесь общество.

Научиться забывать некоторые вещи, научиться разговаривать с людьми, с которыми раньше не хотелось контактировать, переступать через себя в некоторых случаях. Так же надо поступать и албанцам по отношению к сербам, но для сербов это гораздо более принципиально, для них это единственная возможность влиять на политику в Косово.

  - Главный лозунг всех албанских партий - это независимость Косово. Какое будущее, на ваш взгляд, ожидает нынешний югославский край?

  - Все, что происходит последнее десятилетие в этой части света, это результат корыстного, дилетантского и безответственного отношения политиков к своей работе. И теперь ни одна политическая партия здесь, включая и ту, за которую голосовал я сам, не имеет понятия, как выйти из сегодняшнего положения.

Каждая партия говорит: мы дадим вам все, мы добьемся независимости, но в действительности никто не знает, как это реализовать. Естественно, я принадлежу своему народу и я - за независимость Косово, но я за то, чтобы эта независимость была получена цивилизованным нормальным путем.

 Надо быть реалистом. Вопрос о независимости гораздо более сложный, чем зачастую это представляют. С одной стороны, в принципе невозможно иметь на Балканах этнически чистое государство. С другой стороны, невозможно сосуществование рядом двух независимых государств - Албании и Косово, с одним флагом, с одним языком. Ну и, конечно, краеугольным камнем остается резолюция СБ ООН 1244, которая определяет Косово как край в составе СРЮ.

  - Что вы думаете о сегодняшних албанских политиках Косово? Насколько реально их сотрудничество с сербскими властями и как это сотрудничество может восприниматься населением?

 - Сербские власти, по-моему, совершают большую ошибку, что отказываются сотрудничать с Хашимом Тачи и ставят на Ибрагима Ругову. Ругова не имеет политического будущего, несмотря на то что победил на выборах. Его политика себя исчерпала. 13 лет он говорит о независимости, а ее нет. Он уже вошел в историю, а сейчас надо давать шанс молодым политикам - и сербским, и албанским.

Хашим Тачи сейчас говорит: "Мы должны уважать права нацменьшинств в Косово, война закончилась и наступил мир. Давайте покажем, что мы достойны независимости". Вы знаете, кем был Тачи три года назад? Это человек, который являлся политическим лидером Освободительной армии Косово. Он воевал и менял историю Косово, палил села и убивал. Его прозвище - Змей… Теперь он выходит и говорит: давайте уважать сербов, которые живут на нашей земле. Время идет и все меняется. И Тачи смог трансформироваться и влиться в течение международной жизни. Он молодой и одаренный политик, достаточно гибкий и вменяемый. Я считаю, что будущее Косово за ним.

  - Сербы, как правило, не смеют выходить за пределы охраняемых КФОР анклавов без вооруженного сопровождения, не могут открыто разговаривать на своем языке среди албанцев, потому что существует угроза быть убитым. Как в такой ситуации можно говорить о демократии в Косово?

 - Это еще одна реальная проблема, но нельзя рассматривать ее только с одной позиции. У меня самого есть друзья сербы, но и я, как албанец, не могу свободно пройти через северную сербскую часть Митровицы. Нетерпимость как была, так и осталась. Албанцев к сербам, и сербов к албанцам. И это главное, в чем необходимо разубеждать людей. Албанцы много всего вытерпели последние годы, трудно жить в стране, где тебя не принимают за человека и в конце концов вообще начинают убивать твою семью начиная с детей.

Но надо учить людей - тот, кто не стрелял, не виноват. А для того, кто стрелял, существует суд. И другого выхода нет. Недопустимо винить всех сербов в том, что натворил со страной Милошевич.

 Один из косовских албанских публицистов Ветон Сурои после того, как летом 1999 года здесь в один день были убиты 14 мирных сербов, открыто сказал: "То, что албанцы делают с сербами, есть фашизм". Он был первым, кто посмел сказать такое по отношению к своим. И я полностью с ним согласен. Но албанцы исторически воспитаны в обиде на сербов. И Милошевич в течение долгих лет унижал народ, который жил в его стране. Просто так никто оружие в руки не возьмет. Терпение кончилось, албанцы не захотели больше жить в государстве, где их не воспринимают как людей. Началась война. А войну гораздо труднее остановить, чем просто несправедливость.

 И вот в 1999 году наступил момент свободы. Сразу, буквально в течение нескольких дней. И ты в этой неожиданной свободе не знаешь, как контролировать свои эмоции. Дело доходит до ситуации, когда ты начинаешь злоупотреблять свободой. Вот почему албанцы так себя повели после вывода югославской армии, когда мстили мирному населению за то, что сделали военные. Но время идет и все меняется. Не случайно Тачи сказал об уважении к сербам в Косово. Это значит, что мы начинаем думать, как положено, - головой.

  - Кумановские соглашения предусматривают возвращение югославской армии в Косово. Смогут ли ее представители работать вместе с албанским Корпусом защиты Косово?

 - Вот что я вам скажу. Албанцы и сербы могут вместе охранять границы. Но только при одном условии - чтобы между ними стояли американец и британец.

 Приштина

Автор Сергей Стефанов
Сергей Стефанов - журналист, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить